Зимний спидвей – пожалуй, самый яркий, но при этом опасный вид мотоциклетного спорта. Его популярность, несмотря на риски или благодаря им, зашкаливала даже в СССР. Одним из советских героев этой дисциплины был великий Анатолий Гладышев, чья жизнь оборвалась в 1984 году из-за трагедии на трассе.
Анатолий увлёкся мотогонками в 25 лет. По началу он рассматривал спидвей как хобби, однако вскоре стал профессионалом, выбрав зимнюю версию дисциплины, популярную в Сибири. В отличие от соперников с командами механиков, Гладышев сам готовил мотоцикл, совмещая роли гонщика, тренера и ассистента. Было тяжело, но упорство и целеустремлённость помогли ему в итоге пробиться в элиту и попасть в сборную.
В 1978-м Анатолий дебютировал на чемпионате мира. В личном зачёте он занял третье место, а в командном – первое, что позволило СССР полностью оккупировать подиум. Спустя три года Гладышев повторил этот результат, окончательно закрепившись в статусе одного из лидеров советской дружины.
Достижения Анатолия Гладышева
Год | Соревнование | Достижение |
---|---|---|
1978 | Чемпионат мира (личный зачёт) | Бронза |
1978 | Чемпионат мира (командный зачёт) | Золото |
1979 | Чемпионат СССР | Золото |
1981 | Чемпионат мира (личный зачёт) | Бронза |
1981 | Чемпионат мира (командный зачёт) | Золото |
К 1984 году спортсмен задумался о завершении карьеры. У него уже была семья – жена и двое сыновей, а новым увлечением стало… садоводство. Но травмы других гонщиков вынудили его выступить на чемпионате мира в Москве.
Формат турнира был прост: четыре спортсмена из разных стран соревновались в заездах, набирая очки для общего рейтинга. Лёгкая травма в первый день оставила Гладышева в числе аутсайдеров, без шансов на победу.
Но турнир для Анатолия не закончился, поскольку команда решила использовать его для блокировки шведа Эрика Стенлунда, которого по задумке должны были обойти Виталий Русских и Владимир Сухов.
В какой-то мере я виню и себя в этой трагедии, поскольку принял непосредственное участие в разработке тактического плана, который обернулся гибелью Толи. Я был последним, кто поговорил с Толей перед этим заездом. «Не волнуйся, – сказал он мне. – Я сейчас Стенлунда завалю…», – вспоминал Сергей Тарабанько, другой член сборной СССР.
Но Стенлунд оказался хитрее. На вираже он заманил Гладышева в ловушку, и тот врезался в его мотоцикл.
Потеряв управление, Анатолий столкнулся с Русских, упал на лёд, и в него на полной скорости врезался австриец Вальтер Вартбихлер: «Шипы переднего колеса врезались в незащищённую часть шеи между шлемом и комбинезоном… Врачи потом констатировали перелом основания черепа, шейных позвонков и разрыв сонной артерии», – вспоминал Тарабанько.
Скорая прибыла быстро, но спасти гонщика не удалось. Ему было 37 лет. Организаторы до последнего скрывали гибель Анатолия от зрителей и команды, которая продолжила турнир. Похоронили Гладышева в Иркутске, где его память долгое время чтили мемориальными соревнованиями.