Исторически сложилось, что Формула-1 — это мужской вид спорта. Ограничений на участие женщин никогда не было, просто так получилось. Возникает вопрос, почему же никто из представительниц прекрасного пола не пробует покорить мир королевских гонок? Они пытались, но этих реализованных попыток было ничтожно мало. Настолько, что вам хватит пальцев одной руки, чтобы их сосчитать.
Основные преграды
Стоит начать с самого детства, а именно с увлечений мальчиков и девочек. Если практически каждый парень как-либо заинтересован в машинах, то у девочек эта статистика совсем иная. И это если говорить про обычные автомобили, не гоночные.
О значительном количественном преимуществе мужского пола в автоспорте говорит и статистика. По многим исследованиям, доля женщин во всех автомобильных лигах составляет не более 10%, а то и меньше. При этом, шанс попасть в Формулу-1 для всех одинаковый и равен примерно одному или двум процентам. По такой статистике нетрудно понять, почему так мало пилотов женского пола участвует в формульных сериях.
Вторым камнем преткновения у девушек можно назвать физические нагрузки. Любой гонщик выступающий в королевском спорте, должен быть очень хорошо подготовлен к нагрузкам на организм.
Такого мнения придерживается консультант «Ред Булл» Хельмут Марко: «Требования к физической форме очень серьёзные, и, вероятно, женщинам будет слишком тяжело. Конечно, сейчас тормоза достаточно лёгкие, но всё равно приходится прикладывать усилия, чтобы нажать педаль, а температура в кокпите достигает 40-50 градусов. Мы видели, как физически крепкие гонщики едва не теряли сознание после финиша в Сингапуре. Я считаю, что нагрузка в Формуле 1 слишком велика для женщин». Он говорил это ещё в 2019 году, когда был запущен проект «Серия W».
Третьей, и одной из главных причин является финансирование от спонсоров. К сожалению, современный мир ещё не до конца истребил стереотипы о женщинах за рулём. Это продолжает жить в головах людей, в том числе инвесторов. Для них, это слишком рискованный шаг, и лучше уж они поддержат потенциально талантливого парнишку, чем сделают ставку на девушку.
Не стоит забывать, что современная модель королевского спорта стала больше бизнесом, чем делом по душе. Чтобы покрыть затраты, на пилота, который начинает с картинга, требуется от 13 до 15 миллионов долларов. Весомая сумма, не правда ли? Слава богу, что это не ставит крест абсолютно на всех.
Гонщицы были, есть и будут
В Формуле-1 всё-таки были представительницы прекрасного пола. Как сказано выше, их можно сосчитать на пальцах одной руки. Женщин, официально участвовавших в заездах, было всего пять. Первооткрывателем вершины автоспорта для девушек стала итальянка Мария-Тереза де Филиппис.
Она родилась в аристократической семье, что позволило ей рано сесть за руль автомобиля. Её дебют в королевском спорте состоялся в 1958 году в составе «Мазерати» на Гран-при Сиракуз. Хоть и гонка не шла в общий зачёт, но публика точно была очарована, Мария-Тереза пришла пятой.
На уик-энде в Монако, она не прошла квалификацию, но была быстрее многих мужчин. Лучшим результатом стало 10-е место на Гран-при Бельгии, но оно не принесло ей ни единого очка. В следующих трёх Гран-при, она была вынуждена сойти. В 1959 году, снова поражение на земле в Монако. После этого, карьера Марии-Терезы де Филиппис закончилась. В связи с гибелью Жана Бера, пригласившего её в команду. Итальянка доказала, что женщины могут на равных конкурировать с мужским полом в Формуле-1. Именно она стала вдохновителем для многих гонщиц.
Три года на вершине
Самой успешной девушкой за рулём болида принято считать соотечественницу Марии-Терезы, Леллу Ломбарди. Она провела три года на вершине автоспорта (1974 — 1976), и приняла участие в 17-ти гонках. Лелла не квалификацировалась лишь в пяти из них и стартовала в 12-ти. Она уникальна тем, что ей удалось завоевать шестое место и 0.5 очка на Гран-при Испании 1975 года. Была присуждена лишь половина от очков, по причине остановки гонки.
1976 год можно назвать уникальным. Тогда, в чемпионате мира участвовало две девушки. Ломбарди и Галица. Англичанка Дивина Галица выступала в двух сезонах и ничем не отметилась. Она ни разу не прошла квалификацию. Тоже самое можно сказать про южноафриканку Дезире Уилсон и итальянку Джованну Амати. Джованна ездила в 1992-м за «Брэбэм», и стала последней женщиной на данный момент, выступавшей в Формуле-1.
Тесты не игрушка
С последней девушки побывавшей на вершине автоспорта прошло 23 года. Но они начали появляться в других амплуа. Женщин стали нанимать как тест-пилотов. Так в 2012-м был подписан контракт с Сьюзи Вольф, в качестве разработчика и тестировщика. Похожий контракт подписала Мария де Вильота (её фото на обложке материала — прим. ред.). Но её судьба сложилась трагически. Она впервые села за болид и врезалась в неподвижную фуру, получив серьезные травмы. Мария умерла через год от неврологических травм полученных в этой аварии. Де Вильота также известна как наставница Карлоса Сайнса. С 2014 года, на его шлеме красуется звезда, это дань уважения Марии. Впоследствии, тест-пилотами стало ещё порядка пяти девушек.
Должностей резервных пилотов оказалось недостаточно и при поддержке инвесторов, в 2018 году была создана «Серия W». Это лига, где могли выступать только женщины. Все было сделано как аналог Формулы-3, только женский и бесплатный. В 2021-м там выступала наша гонщица Ирина Сидоркова, но в 2022-м была исключена. В этом же году «Серия W» прекратила своё существование из-за недостатка финансирования.
На смену «Серии W» пришла «Академия F1». Главное отличие, это полное покровительство Формулы-1, как в организации, так и в финансовом плана. Академия создана, для того, чтобы дать некий трамплин для девушек, мечтающих попасть в высшую лигу.
Будущее проекта пока неясно, но оно имеет поддержку не только со стороны женской аудитории и руководства Ф-1, но и вице-чемпиона 2001 года Дэвида Култхарда. Он неоднократно заявлял, что хочет взрастить чемпионку и доказать всему миру, что девушки могут бороться с мужчинами на равных, а главное — побеждать.
