Защита данных и запреты для иностранцев: как будет работать новый закон о рекламе

Защита данных и запреты для иностранцев: как будет работать новый закон о рекламе

Зарубежные рекламные агентства владеют огромным объемом данных о россиянах и их потребительском поведении, и это может использоваться против нашей страны и граждан. Поэтому рекламному рынку необходим дополнительный контроль. Также нужно ограничить участие иностранных игроков на отечественном рынке. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин, добавив, что соответствующий законопроект находится в разработке и его внесут весной 2026 года.

— Антон Вадимович, почему законопроект о контроле на рекламном рынке?

— Начиная с 2018 года мы последовательно реализуем законодательный вектор на установление российского контроля в ключевых сферах отечественной экономики.

Первым шагом стал законопроект о значимых ресурсах, который фактически предотвратил возможное поглощение «Яндекса» американским бигтехом.

К настоящему моменту принято несколько инициатив — о новостных агрегаторах, о классифайдах — онлайн-площадках для размещения объявлений, об исследовательских компаниях и так далее. Они закрепили практику 80/20, когда 80 процентов контроля компании закрепляются за российской стороной законодательно.

— Кому мешают иностранные рекламщики?

— Компании, которые работают на рекламном рынке, владеют огромным объемом разнообразных данных, которые могут оказаться очень ценным активом в руках наших недоброжелателей. К тому же мы помним, как непорядочно иностранные рекламные холдинги уходили с российского рынка в 2022 году, а сейчас многие из них рассматривают возможность вернуться. Так что, я думаю, к весне законопроект о российском контроле на рекламном рынке будет разработан и внесен в Государственную Думу.

— Вы обсуждали концепцию будущего регулирования с профессиональным сообществом?

— Российские рекламщики концептуально поддерживают предлагаемые изменения. Обсуждения на тематических площадках начались в конце лета, и я уверен, что бизнес активно подключится и к предметному обсуждению законопроекта, когда он будет разработан.