Неопределенность в прослеживаемости маркировки поступающего из-за границы товара необходимо устранить. На этом сделают акцент при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта о платформенной экономике. Кроме того, депутаты намерены четко прописать нормы, которые не дадут торговым площадкам манипулировать рынком за счет предоставляемых скидок. Еще одним важным дополнением может стать изменение сроков вступления документа в силу. Новые правила могут заработать не в марте 2027 года, как планировалось, а уже весной следующего года. Об этом «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
— Владимир Владимирович, Госдума в первом чтении приняла пакет поправок о платформенной экономике. Насколько велико их значение и не перекликаются ли они с вашими прошлыми законодательными инициативами на ту же тему?
— Сразу нужно сказать, что речь идет о наиболее динамично развивающемся секторе экономики. За год маркетплейсы прибавляют по 15, 20, даже 30 процентов. Сейчас оборот рынка составляет более 12 триллионов рублей в год. По статистике, 80 процентов людей, которые пользуются интернетом, приобретают товары именно на маркетплейсах. Поэтому несколько лет назад мы с коллегой из Совета Федерации Андреем Кутеповым, председателем Комитета по экономической политике, разработали законопроект о регулировании маркетплейсов. Мы обсуждали его с различными игроками рынка, Обществом защиты прав потребителей, профессиональными ассоциациями и государственными надзорными органами, а по итогам подготовили целый ряд улучшений. Затем законопроект направили на отзыв Правительству.
Но тема, видимо, была настолько острой, что кабмин стал самостоятельно разрабатывать похожую норму.
Его подход отличался от нашего. Мы считали, что электронная торговля — это торговля, Правительство считает, что это посредническая площадка, которая дает возможность продвигать свои товары, пользуясь сформированными правилами.
— Удалось ли устранить противоречие в подходах?
— Мы до сих пор уверены, как и большинство экспертов, что это не вполне правильно, потому что посредническая площадка не может оказывать влияние на цену товара, в ряде случаев давать возможность самим продавать товар и прочее. Но тем не менее Правительство разработало и внесло отдельный законопроект о платформенной экономике, который на своей базе пытается ответить, как должны работать не только маркетплейсы, но и другие агрегаторы. Хотя здесь тоже возникают вопросы. Мы все понимаем, что есть большая разница между продажей скоропортящихся продуктов питания и, к примеру, вождением такси.
— Депутаты поддержали законопроект. Были ли учтены ваши предложения?
— И базовый законопроект о платформенной экономике, и законопроекты-спутники были приняты в первом чтении единогласно. При их разработке, как говорил министр экономразвития Максим Решетников, опирались на тот каркас, который формировали мы с Андреем Кутеповым. Но это только начало пути. Нам предстоит за крайне небольшой срок внести поправки ко второму чтению. Они могут значительно улучшить важный для отрасли документ.

— Какие поправки возможны ко второму чтению?
— Прежде всего это устранение неопределенности в прослеживаемости маркировки товаров. Если речь идет о продуктах питания, о том, что часть товаров приходит из-за рубежа, маркировка обязательно должна быть полностью прослеживаемая. Не должно быть так, что площадка просто предоставляет возможность для вывешивания сертификатов. Мы все помним, как наши предприимчивые соседи делали пейджеры, которые могли не только отправлять информационные сообщения, но и взрываться в руках. Поэтому безопасность наших граждан — безусловный приоритет.
Крайне важным вопросом является вступление документа в силу. Действующая редакция определяет, что новые нормы должны вступить в силу лишь в марте 2027 года. Но мы предлагаем сдвинуть срок на март 2026 года, за исключением нескольких позиций, которые можно ввести позднее, допустим, осенью 2026 года.
Еще один проблемный вопрос, на который мы обращаем внимание, касается маркетинга. В этой сфере наряду с положительными моментами присутствует и негатив. Например, поставщик товаров должен обязательно отразить в договоре, на какую скидку он готов. Еще он должен отразить предельную скидку, которую маркетплейс может дать за свой счет. Маркетплейсы называют это инвестицией в товар, но на самом деле речь идет о возможности манипулировать рынком. Имеются юридические подтверждения случаев, когда маркетплейс продает товар дешевле себестоимости производителя. И тем самым, откровенно демпингуя, убивает дистрибьюторов. После этого у производителя не остается выбора, кроме как работать через сеть.
— Не все ли равно, где люди приобретают товар по приемлемым ценам?
— Маркетплейсы — это большое благо. Я выступаю за то, чтобы они динамично развивались, увеличивали долю рынка. Но мы должны формировать баланс интересов между онлайн и офлайн торговлей. Также мы должны формировать баланс между интересами потребителей и желанием получить скидку сегодня и тем, что завтра у нас не будет выбора, будут монопольно высокие цены, как происходит в некоторых сырьевых отраслях, когда кто-то занимает доминантное положение.
— Что вы предлагаете?
— Мы считаем, что скидки маркетплейсов должны быть ограничены хотя бы десятью процентами. В Турции, например, маркетплейсы не могут давать скидку больше полутора процентов — это позволяет сохранить конкурентную среду. Но у них эта система уже достаточно зрелая. У нас, к сожалению, пока антимонопольное законодательство этим не занимается.
— Может, просто усилить наказание за недобросовестные практики, гасящие конкуренцию?
— Сейчас вносятся достаточно серьезные наказания. Предложения по наказаниям в КоАП — до 400 тысяч рублей. Но нужно посмотреть, будут ли штрафы суммироваться в случае массовых нарушений. Если это будет только один штраф, это будет не очень действенно. Конечно же, надо применять оборотные штрафы. Однако все же напомню, наша цель — тонкая бережная донастройка, а не попытка с помощью репрессивного аппарата затормозить развитие бизнеса, который предлагает товар дешевле и с удобной доставкой.
— Когда примут закон о платформенной экономике?
— Думаю, до конца весенней сессии мы его примем. В том числе и многие из тех поправок, которые наметили ко второму чтению.