Европейская комиссия официально разрешила Liberty Media, владельцу Формулы-1, приобрести контрольный пакет акций MotoGP. Впервые в истории два самых престижных гоночных чемпионата мира окажутся под управлением одной компании.
На двух столпах
О намерении купить испанскую Dorna Sports, владеющую коммерческими правами на MotoGP, Liberty Media объявила ещё весной 2024 года. Тогда сделку планировали закрыть до конца года, но процесс затянулся. В дело вмешалась Еврокомиссия, инициировавшая масштабное расследование, чтобы оценить возможное влияние объединения активов на рынок спортивных телетрансляций.
На проверку ушло более года, но теперь, после детального анализа, Еврокомиссия установила отсутствие нарушений антимонопольного законодательства и дала зелёный свет. В результате сделки Liberty Media получит 84% акций Dorna. Это приобретение обойдётся американской компании в $ 4,3 млрд. Остальные 16% бумаг останутся у топ-менеджеров Dorna – Кармело Эспелеты, находящегося у руля компании с 1998 года, и Энрике Альдамы.
«MotoGP – очень привлекательный премиальный спортивный актив с невероятными гонками, преданной фан-базой и сильным профилем денежного потока. Мы считаем, что у этого вида спорта и бренда есть значительный потенциал для роста, который мы постараемся реализовать посредством углубления связей с основной фан-базой и расширения на более глобальную аудиторию», – цитирует слова президента и генерального директора Liberty Media Дерека Чанга пресс-служба компании. Ожидается, что сделка будет закрыта не позднее 3 июля. Получение коммерческих прав на MotoGP позволит Liberty значительно расширить свою медиаимперию.
Непоследовательное решение
Примечательно, что в середине нулевых Еврокомиссия уже рассматривала подобную сделку, но тогда вынесла другое решение. В 2005 году частная инвестиционная компания CVC Capital Partners приобрела Формулу-1, но спустя год регулятор Еврокомиссии постановил, что компания должна избавиться от контроля над MotoGP, чтобы избежать нарушения антимонопольного законодательства. Тогда в CVC предпочли не втягиваться в разбирательства и расстались с активом.
Почему в случае с Liberty было принято противоположное решение, не совсем ясно. Если CVC была чисто инвестиционной структурой, то основой деятельности Liberty Media является организация соревнований.
Кроме того, она плотно аффилирована с Liberty Global, глобальным медиахолдингом, а основным владельцем обеих структур является один человек – американский миллиардер Джон Мэлоун. Однако, несмотря на вполне обоснованные опасения насчёт монополизации рынка, Еврокомиссия в этот раз не нашла оснований для запрета сделки.
Нужно больше сериалов
Нет никаких сомнений, что с появлением новых владельцев MotoGP ждут большие перемены. В числе первых изменений окажется добавление нескольких новых имён в совет директоров серии.
Наиболее заметными назначенцами станут Чейз Кэри, директор Liberty Media и бывший генеральный директор Формулы-1, и бывший коммерческий директор «Королевских гонок» Шон Братчес. Они присоединятся к сохранившим руководящие посты Эспелете и Альдаме.
В каком направлении новые владельцы будут развивать бизнес, ещё только предстоит узнать. Но в Liberty точно видят пространство для роста. MotoGP за сезон проводит более 200 гонок, но выхлоп от этого не такой уж большой – в прошлом году доход составил чуть больше $ 500 млн. Для сравнения: Формула-1 под управлением Liberty генерирует более $ 3 млрд в год. В том числе за счёт успешного продвижения в США, где сейчас проходят три этапа чемпионата.
Поэтому логично будет предположить, что и в контексте MotoGP компания постарается расширить аудиторию серии за пределами традиционных рынков в Испании и Италии. Чтобы привлечь новых болельщиков, придётся активно инвестировать в маркетинг. На популяризацию Формулы-1 в последние годы неплохо сработал успех документального сериала Drive to Survive («Формула 1. Драйв выживания»), выходящего на Netflix. Вероятно, этот манёвр рано или поздно повторят и в MotoGP.