Из перечня профессий для мигрантов, работающих по правительственной квоте и которым не требуются экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства, могут исчезнуть ряд спорных специальностей. На этом настояли депутаты в ходе принятия соответствующего законопроекта 17 июля. К третьему чтению документа в Минтруде пообещали скорректировать список специальностей, при трудоустройстве по которым мигрантам планируют дать послабления. Таким образом, произойдет перераспределение квот, благодаря чему не знающие русского языка гастарбайтеры не смогут устроиться в нашей стране по трудовой визе работать водителями, медсестрами, соцработниками или демонстраторами одежды. редакция SPRESS выясняла подробности.
Продавцов своих хватает
Рассматривая 17 июля во втором чтении законопроект об освобождении приезжающих в РФ по правительственной квоте иностранцев от сдачи экзаменов на знание русского языка, истории России и основ законодательства, председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил Минтруду ответить на ряд вопросов. В частности, объяснить, почему в этот перечень внесли водителей.
«Водитель Правила дорожного движения должен знать? Должен знать. Демонстраторы одежды. Что у нас, своих не хватает демонстраторов одежды? Объясните, о ком речь идет. Затем, социальные работники. Кто такой социальный работник? Это человек, который работает с людьми. Он должен знать и язык в обязательном порядке. Зачем вы их в этот перечень включили?» — обратился Володин к присутствующему на заседании замглавы Минтруда Андрею Пудову.
Также председатель Госдумы выразил недоумение по поводу профессии продавца, которая, по мнению Минтруда, является дефицитной.
«Там, в этом перечне, и средний медицинский персонал, а до этого были врачи», — добавил Володин.
Выслушав ответы Пудова, политик предложил принять законопроект только во втором чтении, а перед третьим чтением заслушать Министерство труда и соцзащиты «на предмет уточненного перечня».
«И в разрезе регионов депутатам будет интересно также посмотреть и изучить запрос из избирательных округов: кого просят регионы, какие профессии хотят занять теми, кто приезжать будет… И в этой части мы зачем будем сейчас, допустим, спешить с принятием законопроекта в третьем чтении, когда можно и на следующей неделе его рассмотреть, или осенью», — заключил председатель Госдумы.
В итоге депутаты приняли решение поддержать законопроект во втором чтении, но отложить итоговое рассмотрение — пока что на неделю, чтобы Минтруд успел скорректировать перечень.

По трудовой визе — только 10 процентов
Отсутствие в перечне определенных профессий не окажет негативного влияния на рынок труда в России, считает глава Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Дело в том, что квоты на трудовые визы утверждаются постановлением Правительства. На этот год таких предполагается всего чуть более 230 тысяч. Причем треть из них — это резерв. И те заявленные квоты в полном объеме тоже не будут реализованы, уточнил депутат:
«И еще есть те, кто приезжает по трудовым визам вне квот. Там есть специальный список квалифицированных специалистов, который позволяет получать трудовую визу, но это порядка 20 тысяч человек».
Основной же костяк трудовых мигрантов, а их более двух миллионов человек, приезжает в Россию из стран ЕАЭС без визы «и могут работать, имея доступ на рынок труда», пояснил Нилов.
«Но на мой взгляд, трудовая виза — это самый действенный инструмент регулирования трудовой миграции, потому что получить ее не так просто, — отметил глава комитета в беседе с «Парламентской газетой». — Работодателю необходимо эту квоту защитить на региональном уровне. Доказать в том числе, что нельзя обойтись внутренними ресурсами, чтобы реализовать свои потребности, требуются внешние ресурсы. А после на федеральном уровне нужно пройти проверочные мероприятия и только потом получить визу».
Нилов напомнил, что постановлением Правительства в декабре прошлого года в рамках квотного распределения был определен перечень профессий как раз на основании заявок работодателей из регионов.
«Но Государственная Дума предложила пересмотреть этот перечень, — уточнил депутат. — Речь идет об иностранных гражданах, которым требуется хорошее знание русского языка. Это позволит не допустить получение трудовых виз той категорией иностранцев, которые бы могли раньше приехать сюда, не сдав русский язык. А теперь возможности у них не будет. Произойдет так называемое перераспределение квот для того, чтобы водитель, не знающий русского языка, не приезжал сюда работать по трудовой визе. То же самое касается других категорий, где требуются социальные взаимодействия».
Таксисты в первую очередь
Тема трудовых мигрантов, поднятая в стенах Госдумы, вызвала жаркие дискуссии в соцсетях. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов напомнил в телеграм-канале, что уже несколько лет обсуждается проблема роста количества ДТП с тяжелыми последствиями по вине водителей-мигрантов, причем не только такси. При этом для подобной негативной тенденции есть несколько причин, считает эксперт.
К ним он относит отсутствие у приезжих водителей навыков управления ТС, отвечающим российским требованиям, и агрессивную манеру вождения «у мигрантов из Средней Азии и Закавказья». При этом они готовы работать и работают с нарушением режима труда и отдыха, «где часто авто — и есть место отдыха, что создает дополнительные серьезные предпосылки для роста аварийности».

Поясняя ситуацию, Ярослав Нилов указал, что сегодня таксистами работают «в основном из стран ЕАЭС, не имея ни визы, ни патента». Упорядочить весь этот рынок, по его словам, можно сравнительно легко:
«Во-первых, каждый регион имеет право выдавать целевой патент, а это регулирование трудовой миграции, во-вторых, нужно вводить запрет на работу в соответствующей сфере в соответствующем регионе, в-третьих, необходимо, чтобы все иностранцы имели национальные водительские удостоверения».
Сегодня для отдельных стран есть исключения, напомнил Нилов, а их быть не должно.
«Считаю, что каждый иностранный гражданин, кто работает в системе общественного транспорта в нашей стране или в сфере грузоперевозок, должен иметь российские водительские права», — подытожил глава комитета.