Маркетплейсы не должны без очевидных причин блокировать личные кабинеты покупателей и продавцов, обязаны уведомлять партнеров об акциях, а участие в них сделать добровольным для каждого предпринимателя. Такие рекомендации экспертный совет Федеральной антимонопольной службы прислал владельцам крупнейших российских маркетплейсов. Если площадки не изменят правила работы, им грозит серьезная ответственность, сообщили «Парламентской газете» в ведомстве.
Когда риск не оправдан
В ФАС регулярно поступают жалобы от предпринимателей и обычных людей, то есть покупателей, на работу маркетплейсов. В ведомстве их анализируют и выносят на обсуждение экспертного совета, после чего цифровым платформам сначала рассылают рекомендации, а если они к ним не прислушиваются и не корректируют свою работу, могут возбудить административное дело.
В 2024 году ФАС направила предупреждения за навязывание продавцам невыгодных условий. Компании исполнили их и внесли изменения в правила, сообщили в ведомстве в ответ на запрос «Парламентской газеты». В 2025-м крупнейшие площадки Ozon и Wildberries получили предупреждения за непрозрачный механизм участия продавцов в автоакциях, то есть в таких, куда товары попадают автоматически, зачастую без ведома продавцов.
«Ведомство отмечает, что такие действия несут существенные риски для предпринимателей: они лишаются права управлять ценами на собственные товары», — отметили в ФАС.
Цифровые платформы продолжают писать свои правила для продавцов. На заседании экспертного совета ФАС 2 октября разбирали работу «Конструктора тарифов», механик «Поддержка продаж» и «Привлекательная цена». В них усмотрели риски ущемления интересов продавцов и покупателей, а также признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на площадках. Эксперты отправили предложения о корректировке механизмов.
«В случае невыполнения рекомендаций ФАС примет меры антимонопольного реагирования», — пригрозили в ведомстве.
За что накажут продавца и покупателя
Покупатели часто жалуются в ФАС на блокировку личных кабинетов без объяснения причин. При обращении в службу поддержи они либо получают ответ, что действуют внутренние критерии компании, которые не раскрываются, либо сообщение, что при регистрации клиент согласился с условиями использования, где его предупреждали о возможных ограничениях, что в целом одно и то же. Антимонопольное ведомство рекомендовало маркетплейсам сделать правила прозрачнее, а также эффективнее взаимодействовать и с продавцами, и с покупателями.
«Блокировки влияют на возможность совершения покупок», — пояснили в ФАС.
К слову, для партнеров площадки условия блокировки описаны более четко. Ограничить работу могут за попытку продажи запрещенных товаров, например, табака, антиквариата, психотропных веществ, ритуальных атрибутов, животных. Часть товаров запрещено продавать по закону, остальное — правила маркетплейса, но за те и другие нарушения одинаково карают баном.
Заблокировать продавца могут за грубое общение с покупателем, за угрозы, негативные отзывы о других продавцах и их товарах. А также за отсутствие документов на товар, дублирование карточек, попытки использовать альтернативные способы оплаты и другое. Покупателей наказание может ждать за грубость, некорректные отзывы, неправильную оплату или попытки махинаций.

Какой бы ни была причина, и покупателю, и продавцу должно быть о ней известно, и она должна быть обоснована, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
«Этот вопрос был предметом дискуссии при рассмотрении законопроекта о платформенной экономике, — сказал он. — Его нормы регламентируют отношения всех сторон, чтобы подобных ситуаций не возникало. Закон вступит в силу 1 октября 2026 года, а пока ФАС может руководствоваться пятым антимонопольным пакетом, где прописаны дополнительные требования к крупным цифровым платформам».
Вернуть нельзя оставить
Изначально все компании заинтересованы в выстраивании долгосрочных отношений со своими партнерами, которые по сути являются кровеносной системой этого бизнеса, сказал «Парламентской газете» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. При этом, конечно, пытаясь сохранять баланс интересов клиентов, добавил он, также сославшись на пятый антимонопольный пакет, в котором есть «достаточный набор полномочий и механизмов для реагирования на спорные ситуации на рынке».
Стремясь выиграть конкуренцию, маркетплейсы не только снижают цены, но и вводят дополнительные удобные условия для покупателей, отметили эксперты. Например, бесплатный возврат товара без обоснований — просто потому, что не подошел или не понравился. Хотя еще недавно за отказ от покупки брали штраф.
Делая жизнь покупателя удобнее, платформы осложняют работу пунктов выдачи заказов, дополнительные издержки могут нести продавцы, которые затем могут включить их в стоимость своих товаров, объяснил Александр Спиридонов.
«Поэтому сейчас обсуждается введение невозвратных тарифов, чтобы сократить злоупотребления со стороны людей и снизить издержки продавцов, — объяснил он. — Как мы и говорили при рассмотрении законопроекта о платформенной экономике, он будет дорабатываться с учетом складывающихся реалий».