Сегодня агрегаторы такси получают 20—25 процентов от заказа, хотя основные затраты на бензин, ремонт и обслуживание автомобилей несут водители. Разумно ограничить сверхдоходы посредников, сосредоточив 90 процентов прибыли у исполнителей. Агрегаторам вполне достаточно 10 процентов, и такой порядок нужно закрепить в законе. В конечном счете это позволит снизить расценки на услуги транспорта, ставшего уже массовым, что повысит его доступность. О намерении подготовить соответствующие поправки в интервью «Парламентской газете» сообщил первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.
— Иван Николаевич, дискуссии по поводу деятельности такси ведутся давно, но предложение ограничить аппетиты посредников звучат не так часто. Поясните, почему решили актуализировать повестку?
— Не только я, но и многие считают, что сегодня такси становится частью общественного транспорта и большое количество людей пользуются этими услугами. Есть разные тарифы, в том числе и экономически привлекательные. Но вот сумма, которую берет агрегатор, по моему мнению, завышена. Речь идет о 20—25 процентах. В исключительных случаях о 15 процентах. Мне кажется, это многовато. И тут, думаю, вполне уместно поступать по аналогии с тем, как мы ограничиваем, например, наценку на продукты питания — молоко, яйца, хлеб. Ведь это то, что необходимо людям. Целесообразно и здесь ограничить аппетиты агрегаторов, в чьих карманах сегодня аккумулируется львиная доля заработка. Мне кажется, мы должны больше средств оставлять непосредственно тем предпринимателям, которые выполняют эту работу, но при этом несут все затраты, в том числе ремонтируют за свой счет автомобили.
— И таксисты жалуются на такой порядок вещей?
— Много обращений есть от таксистов. Они считают не совсем справедливым распределением заработка. Но, с другой стороны, противостоять они практически никак не могут, потому что большинство людей пользуются услугами агрегаторов… скажем так, одного агрегатора — лидера рынка.
— Ваши коллеги-законодатели поддерживают инициативу?
— Мы уже несколько раз поднимали вопрос. В том числе и в думском комитете по транспорту, насколько я знаю, считают, что тема для обсуждения есть.
— А агрегаторам с учетом возможных ограничений хватит денег на покрытие своей операционной деятельности?
— Я думаю, что на первом этапе 10 процентов более чем достаточно для того, чтобы покрыть затраты оператора этих заказов.
— Поправки предполагается внести в закон о такси?
— Сейчас этот вопрос прорабатываем. Но в целом, да — это закон о такси. И здесь нужно внести изменения, которые ограничат, скажем так, выплату и вознаграждение агрегаторов.
— Коль такси стали массовым видом транспорта, не правильно ли будет и этот аспект отразить в законе?
— Возможно, но называть услуги такси жизненно необходимыми не стоит. Это как-то кощунственно звучит. Все-таки «наши люди в булочную на такси не ездят». Другое дело, например, что мы регулируем тарифы на общественный транспорт, не допускаем какого-то роста или перекоса. Потому что это массово. И в этом случае, убежден, государство должно внимательно смотреть за процессом.
— Но агрегаторы могут возразить: в стране рыночная экономика, а вы опять хотите все зарегулировать.
— Понятно, что рыночная экономика. Они будут говорить, что продают услуги, что у них там гениальные разработки и так далее. Мы это все понимаем. Но даже когда, вспомните, простые операторы сидели и принимали заказы по телефону и передавали таксистам, «куда подать», посредники брали не более 10 процентов. А сейчас все эти все процессы оптимизированы, компьютеризированы, оцифрованы… То есть сейчас гораздо меньше затрат на обработку этой информации. Понимаете? А процент растет. И эта прибыль аккумулируется совершенно не там, где она должна аккумулироваться. А мы хотим, чтобы у нас таксопарки обновляли свой автопарк, чтобы таксисты ездили на надежных, желательно новых моделях. Но сегодня они не могут себе позволить этого, потому что они на грани выживаемости — вся прибыль у службы заказа. Соответственно, мы как бы сами себе делаем хуже.
— А кроме того, если эту планку сделать меньше, то и сами поездки могут стать доступнее для людей. Есть в этом логика?
— Конечно, есть. Поездки подешевеют, а услуги такси станут более массовыми. Поэтому здесь, мне кажется, такая дискуссия назрела.
— Не планируете ли подключить к ней Федеральную антимонопольную службу?
— Вполне допускаю. Тем более что скоро должны выйти итоги проверки антимонопольного ведомства. Год назад мы сняли мораторий на проверки, и они должны объяснить, как формируется ценообразование в этой сфере. Ведь если начнешь читать договор, там столько разных параметров можно обнаружить, которые влияют на доходность услуг такси. Причем юридически так все точно прописано, что ставит в невыгодное положение самого исполнителя услуги.