Устроили пастбище прямо на гоночной трассе. В Англии почтили память фермера-чемпиона

Устроили пастбище прямо на гоночной трассе. В Англии почтили память фермера-чемпиона

Ежегодно в Западном Суссексе в Англии проводится фестиваль Goodwood Revival. На нём воссоздают атмосферу гонок 40-60-х годов и соревнуются на исторических машинах и мотоциклах. В этом году церемония открытия особенная. Организаторы крайне необычным образом решили почтить память двукратного чемпиона Формулы-1 Джима Кларка.

Помимо того, что было собрано множество автомобилей, на которых соревновался гонщик, прямо на трассу вывели овец. Это дань уважения происхождению Кларка. Он вырос в шотландской деревне Килмани недалеко от Эдинбурга и помогал отцу вести семейное хозяйство. Чуть позднее его заинтересуют техника и гоночный спорт. Он буквально отдаст жизнь за любимое дело. В гонке F-2 в Хоккенхайме Джим попал в страшную аварию и скончался от полученных травм на месте. В возрасте 32-х лет он запомнился одним из лучших гонщиков, когда-либо выступавших в Формуле-1.

А отец надеялся, что Кларк продолжит семейное дело…

Джим взрослел, на него возлагались надежды, связанные с управлением хозяйством. Об автоспорте в семье вообще никто не думал. Родители рассчитывали, что сын будет пользоваться машинами в бытовых целях, но никак не гоночных.

Водить Джим начал с 9 лет, много работал на тракторах. Навык, привитый с детства, постепенно становился увлечением. Получив права в 17 лет, Кларк начал участвовать в местных гонках. Уже там он побеждал, хотя и скрывал факт заездов от своей семьи. А когда она узнала, стало уже слишком поздно.

Джим оказался невероятно талантлив

Проявил себя будущий чемпион уже в 1958 году. В Брэндс-Хэтче он встретился лицом к лицу с основателем «Лотуса» Колином Чепменом. Фермер тогда не победил, но доставил конструктору много проблем. Впечатлённый Чепмен сразу позвал Кларка в команду, что положило началу его профессиональным выступлениям на гонках.

Дебют в Формуле-1 состоялся в 1960-м году на Гран-При Голландии. Закончить заезд тогда он не смог из-за технических проблем. Набрать первые очки ему предстояло в Спа-Франкоршаме. Осложнило заезд ментальное состояние Кларка. Во время заездов погибли Крис Бристоу и Алан Стейси – член команды «Лотуса». Садиться за руль, зная об этих инцидентах на трассе, было крайне непростой задачей. Но Джим справился, финишировав 5-м.

Это был не первый его «тревожный сигнал» в карьере. В 1961-м на Гран-При Италии Вольфганг фон Трипс, боровшийся в том году за чемпионство, столкнулся на трассе с Кларком. В результате контакта болид немца вылетел в толпу зрителей и унёс 14 жизней. Погиб и сам пилот. В аварии шотландец виновен не был, но ему все равно пришлось пережить огромный стресс и в очередной раз показать чудеса психологической выдержки, чтобы продолжить выступать на высоком уровне.

Триумф за триумфом

В 1962-м пришли первые победы в гонках, в 1963-м – чемпионство Формулы-1. 7 побед в 10 заездах, шансов у преследователей не было никаких. В том же году Кларк пришёл вторым в гонке Инди-500 в Америке.

Победить и там, и там удастся уже в 1965. По сей день Джим остается единственным гонщиком, которому за один год удалось выиграть чемпионат мира Формулы-1 и победить на трассе в Индианаполисе. Величайшее достижение, которому в 2025-м исполнилось 60 лет.

Трагедия 1968-го

Позднее Кларк два года адаптировался к новым болидам «Лотуса», разработанным на трёхлитровых двигателях. Только в 67-м Джим нашел свою машину – «Лотус 49» на двигателе «Форд-Косуорт». На нём шотландец выиграл первую гонку в 1968-м году.

Победа в ЮАР стала исторической 25-й в карьере. Благодаря ней Кларк побил рекорд Фанхио. Но первая гонка нового сезона стала для него последней в Формуле-1. Следующие заезды ожидались только в мае, так что Джим, как и другие гонщики в то время, поехал выступать на второстепенных турнирах.

7 апреля он участвовал в гонке F2 в Хоккенхайме. День был дождливый, а болид шотландца сбоил перед заездом. Уже на пятом круге «Лотус» сорвало с трассы и вынесло за ограждения в лес. От полученных травм Кларк скончался на месте.

Многие эксперты и специалисты признают Джима лучшим из всех, кто когда-либо участвовал в Формуле-1. Великий чемпион же всегда оставался скромным фермером, любил возвращаться на семейные владения, пасти овец и не пользовался своей популярностью и известностью.

Публичность он вообще не переносил. Он надеялся вернуться на ферму к отцу, как только завершит карьеру. Перфоманс на Goodwood Revival-2025 закольцевал историю. Ферма сама вернулась к Джиму, пусть и посмертно.