Муниципалитеты сегодня не сильно заинтересованы в выявлении бесхозяйных объектов, так как это требует дополнительных расходов. В то же время вновь оформленное в собственность имущество требует дополнительных вложений на его ремонт, содержание, использование по назначению. Для решения всех проблемных вопросов в этой сфере необходимо принять специальный федеральный закон о бесхозяйном имуществе. Такое предложение содержится в письме, которое председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил заместителю руководителя Администрации Президента РФ Максиму Орешкину (копия документа имеется в распоряжении редакции). редакция SPRESS разбиралась, как инициатива поможет в решении безотлагательных коммунальных задач.
Неизвестный, но хозяин
Согласно нормам Гражданского кодекса, бесхозяйной вещью признается та, что не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую владелец отказался. При этом для муниципалитетов установлена возможность взять в собственность объекты бесхозяйного имущества.
Однако эта формулировка, по словам Андрея Кутепова, несет в себе ряд проблем. Основная из них заключается в том, что многие объекты, которые называются бесхозяйными, чаще всего имеют хозяина, который просто неизвестен.
«Большая часть этих объектов создана до 1992 года, и достаточная часть из них — это объекты коммунальной инфраструктуры, — отметил сенатор в беседе с «Парламентской газетой». — В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ № 3020 все объекты коммунальной инфраструктуры должны перейти в муниципальную собственность. Если муниципалитет не оформил право собственности, то это не значит, что собственник неизвестен. Таким образом, когда речь идет о проблеме бесхозяйных объектов, зачастую речь идет не о бесхозяйных объектах, а об объектах, право собственности муниципалитетов на которые должно было возникнуть в силу разграничения государственной собственности».
Эта проблема сегодня приобретает особую остроту в новых регионах. В ситуации, когда собственник ненадлежащим образом содержит какой-либо объект, «такой объект не подпадает под нормы ГК РФ», уточнил Андрей Кутепов. И право собственности на такое имущество, от которого по факту хозяин устранился, необходимо прекращать изъятием, считает парламентарий.

Причем отдельно придумывать ничего не нужно. В России уже есть подобный действующий правовой механизм в отношении земель сельхозназначения, собственник которых устраняется от фактического использования. «Однако в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, которые созданы после 1992 года, оснований прекращения права собственности лиц, которые их создали, к настоящему моменту нет. Таким образом, законодательство о бесхозяйном имуществе или о бесхозяйно неиспользуемом имуществе требует совершенствования», — пояснил Андрей Кутепов.
Нужен новый закон
Отдельно, по словам сенатора, стоит проблема с земельными участками с точки зрения определения их собственника. Признаются действующими документы, где указана только его фамилия и инициалы. Но найти таких людей затруднительно.
В соответствии с ГК РФ, если земельный участок не принадлежит гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям, то он в силу закона является государственной собственностью. «Поэтому земельные участки не подпадают под бесхозяйные объекты. Это реальная проблема с выявлением правообладателей», — обратил внимание глава комитета.
Вместе с тем, добавил он, муниципальные образования не сильно заинтересованы в деятельности по выявлению бесхозяйных объектов: «В первую очередь в связи с тем, что эта деятельность сама по себе затратная и требует дополнительных расходов муниципалитета, но вновь выявленное и оформленное в собственность имущество точно так же несет уже на себе бремя дополнительных расходов по его ремонту, содержанию, использованию по назначению».
Андрей Кутепов напомнил, что 19 июня этого года в Совфеде состоялся круглый стол, в котором, помимо сенаторов, приняли участие представители регионов, Минюста, Минстроя и Росреестра. Все они отметили необходимость принятия специального федерального закона «О бесхозяйном имуществе», а также внесения изменений в действующее законодательство. В том числе это нужно для более подробного раскрытия положения статьи 225 Гражданского кодекса в части отсутствия собственника имущества или его неизвестности.
Также, по мнению сенаторов, требуется разработать правовой механизм «действий при невыявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости» и признания вещи бесхозяйной по факту устранения собственника от владения ею. Это обстоятельство должно служить основанием для прекращения собственности по аналогии с земельными участками сельскохозяйственного назначения.