Кадр видео из соцсетей
На украинских железных дорогах замечены паровозы. Судя по всему, в результате ударов ВС РФ по электроподстанциям и локомотивным депо, а также в связи с дефицитом дизельного топлива на Украине, в дело пошла более неприхотливая техника.
Популярный публицист Юрий Подоляка, комментируя видео, на котором паровоз тащит состав где-то под Винницей, иронизирует:
«Когда началась война США сказали, что они отбросят Россию в XIX век.
И вот пока Россия строит свою первую высокоскоростную железнодорожную магистраль и создает свой первый отечественный поезд со скоростью движения более 400 км/ч, жители Украины вдруг стали замечать постепенное «погружение» в век XIX-й».
Однако в данном случае смеяться вряд ли стоит. Во-первых, паровозы – это тема и большей части XX века. СССР прекратил их строительство только при Никите Хрущеве, в 1956 году.
Во-вторых, украинцы действуют в полном соответствии с советской военной доктриной, которая вплоть до распада Союза предполагала: паровозы – стратегический резерв.

Да, все железнодорожные перевозки давно переведены на электровозы и тепловозы. Однако, резонно предполагали в Генштабе СССР, в случае полномасштабного конфликта, тем более ядерного, гарантировать стабильность энергоснабжения и подвоза дизтоплива к железной дороге будет крайне затруднительно.
А вот паровоз, хотя лучше всего топить его углем, может поехать хоть на дровах, которые легко напилить в идущей вдоль железной дороги лесопосадке, хоть на мусоре. На чем угодно, лишь бы оно горело в топке. Поэтому тысячи законсервированных паровозов стояли в резерве, готовые обеспечить логистику страны в условиях ядерного апокалипсиса.
Однако после распада СССР паровозы начали отправлять в утиль – денег на их содержание не было. К тому же военные практически во всем мире, не только в России, начали думать, что «большая война» больше невозможна. СВО, вероятность перерастания которой в Третью мировую не исключена, показала – они заблуждались.
Как бы то ни было еще в 2013 году «Известия» писали: в России сохранилась единственная база стратегического ресурса в Смоленске, на которой доживали свое последние 12 паровозов.
Сколько их осталось на Украине – неизвестно. Конечно, паровозы, появившиеся на железных дорогах, свидетельствуют, что проблемы с парком современных локомотивов у украинцев есть, и это хорошо. Но все же перед нами история не про XIX век, а про использование любых работающих инструментов, когда нужда заставляет.
В Верховной Раде, впрочем, большого эффекта от паровозов, судя по всему, не ждут. Так, депутат Ярослав Железняк, со ссылкой на замглавы набсовета «Укрзализныци» Сергей Лещенко, сообщил: «Все ресурсы железной дороги иссякли. Скоро железная дорога может остановиться. Потеряно 49% грузовых перевозок».
