Российским регионам требуются новые механизмы для поиска финансов на развитие и поддержку электрического транспорта: этот сегмент оказался наиболее уязвимым в проекте бюджета на 2026—2028 годы. Одним из таких механизмов может стать единый общероссийский фонд для аккумулирования денег с платных парковок и штрафов и их последующего распределения по субъектам с учетом потребностей регионов. Какие еще проблемы существуют сегодня в сфере троллейбусов и трамваев и не лишимся ли мы их в обозримом будущем вообще — рассказывает редакция SPRESS.
«Все приоритетные направления финансово обеспечены»
Напомним, в настоящий момент готовится ко второму чтению проект бюджета на 2026—2028 годы. Согласно тексту пояснительной записки, на финансирование государственной программы «Развитие транспортной системы» в нем в 2026 году будет заложено порядка 1,7 триллиона рублей; а всего в ближайшую бюджетную трехлетку в транспорт будет вложено 5,9 триллиона.
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, доктор технических наук Сергей Еремин, несмотря на то, что изначально в проект закладывались намного более весомые цифры, их уменьшение не говорит о том, что денег на развитие общественного транспорта в бюджете не хватит.
«Во-первых, к имеющимся цифрам следует добавить еще свыше триллиона рублей, выделенных на развитие дорожного хозяйства, которое непосредственно примыкает к транспортной сфере, — пояснил парламентарий. — Кроме того, да, мы действительно видим снижение финансирования по некоторым направлениям, но связано оно в основном с текущим исполнением задач и достижением поставленных целей. Поэтому о каком-то дефиците средств речи не идет, конечно, в целом все наши приоритетные и перспективные направления в этой сфере финансово обеспечены».
Кроме того, по словам Сергея Еремина, законодатели подготовили серию «компенсирующих» мероприятий, призванных усилить транспортную часть бюджета. В частности, совместно с Правительством удалось добиться выделения дополнительных денег на ремонт дорог — причем не только федерального, но и регионального и местного значения.
«Речь идет о сумме в 30 миллиардов рублей, причем эти деньги уже распределены по регионам и к концу года будут доведены до конкретных заказчиков», — подчеркнул парламентарий.
От единого фонда до новых составов
Однако не все складывается так гладко, как хотелось бы. Опасения, отметил Сергей Еремин, вызывает, в частности, электротранспорт — трамваи и троллейбусы. Его, скорее всего, придется «законсервировать» — то есть затормозить его развитие и обновление подвижных составов, за исключением крупных инвестпроектов, таких, например, как строительство скоростных подземных «метротрамваев» в Челябинске и Краснодаре. Говорить о том, что какой-то регион из-за нехватки финансирования может остаться без электротранспорта вообще, нельзя, однако, чтобы его «выбытие» не ускорялось, придется искать дополнительные источники финансирования.
О том, что регионам необходимы новые механизмы привлечения средств, заявил и председатель общероссийской общественной организации содействия защите прав пассажиров «Объединение пассажиров» Илья Зотов.
«Запрос от граждан на развитие электротранспорта есть, это бесспорно, — подчеркнул эксперт. — Тот же трамвай перевозит большее количество пассажиров, чем автобус, следует по выделенной линии, имеет выделенную инфраструктуру. Особенно это актуально в районах, где ведется массированная городская застройка, появляются новые густонаселенные кварталы, откуда вывозить людей теми же автобусами просто невозможно».
Одним из вариантов финансового подспорья, по словам Ильи Зотова, может стать создание фонда развития общественного транспорта, где будут аккумулироваться, в частности, деньги с платных парковок и штрафов за нарушения ПДД, которые фиксируют автоматические камеры на дорогах. В дальнейшем накопленные средства будут распределяться между регионами в зависимости от численности населения и насущных потребностей.
Еще одна важная задача — развитие подвижного состава. Причем не только электрического, но и автобусного.
«У нас сейчас, например, бывают случаи, когда в южные регионы приходит транспорт без кондиционеров в салоне, и за их установку заставляют доплачивать, — отметил эксперт. — Ну это же просто абсурд — это базовая опция, которая должна быть изначально. Поэтому мы сейчас предлагаем доработать минимальные требования к автобусам, чтобы включить в них отдельные комплектующие и системы, которые сегодня производители ставят на свое усмотрение, в обязательном порядке».
Наконец, еще один насущный вопрос — снижение стоимости подвижного состава. Трамвай, по словам экспертов, сегодня может стоить в районе 80—90 миллионов, что с учетом перспектив электротранспорта и запроса от граждан на его массовое использование и развитие может вылиться в абсолютно неподъемные для регионов суммы.
«Прежде всего здесь должны работать трехлетние системные контракты и четкая система планирования загрузки предприятий, — подчеркнул депутат Сергей Еремин. — Таким образом, мы сможем обеспечить и стабильное производство с загрузкой заводов и использованием их потенциала на полную мощность и такое же стабильное обновление подвижного состава для нужд граждан».
Второй способ — разработка новой модели трамвая, изначально ориентированной на доступную цену, массовое производство и простоту обслуживания. По словам Ильи Зотова, такая модель обязательно должна появиться, однако как скоро это произойдет — вопрос пока открытый.
