Для ремонта и обновления региональных аэропортов с марта 2026 года и до марта 2032 года с авиапассажиров в России могут начать взимать инфраструктурный сбор 150 рублей. Это следует из проекта постановления, разработанного Минтрансом. Из чего складывается цена авиабилета и кто может получить скидку, узнала редакция SPRESS.
Когда нужен ремонт
Всего в России 262 аэропорта. Из них 91 — федерального значения, которые в предыдущие 15 лет уже прошли процесс обновления и не требуют кардинальной модернизации, сказала нашему изданию кандидат экономических наук доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Г. В. Плеханова Мария Долгова.
«В противовес этому модернизация региональных и узловых аэропортов требует значительных средств. Это связано с необходимостью обновления их инфраструктуры, взлетно-посадочных полос, терминалов, подъездных дорог и прочего. После модернизации воздушной гавани это все необходимо поддерживать, периодически ремонтировать», — описала ситуацию эксперт.
Для финансирования ремонта таких аэропортов в июле этого года был принят закон об установлении инфраструктурного сбора. В ряде аэропортов в стоимость авиабилетов включат сбор в размере 150 рублей, средства от которого направят на ремонт и реконструкцию воздушных гаваней в этом регионе. Перечень всех аэропортов установит Правительство.
«Базовая сумма сбора 150 рублей с авиабилета. Правила расчета сбора определены Минтрансом, и для каждого аэропорта сумма будет высчитываться по специальной формуле. Именно для аэропортов, требующих наибольшей модернизации, и будут применять повышающие коэффициенты к сбору», — пояснила Долгова.
Цена перелета
Стоимость авиабилета формируется из двух основных частей — тарифа и сбора. Тариф, то есть стоимость перелета, определяется политикой авиакомпании, классом обслуживания, маршрутом, стоимостью топлива, сезоном, возвратностью и прочими факторами, объяснила Мария Долгова.
Тариф авиакомпании — это базовая стоимость перевозки, которую устанавливает сама авиакомпания за свои услуги, пояснил «Парламентской газете» доцент кафедры налогов и налогового администрирования, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Дмитрий Морковкин.
На размер тарифа влияют дни недели, праздники, время суток вылета, время покупки, класс обслуживания, гибкость тарифа. «Как правило, чем раньше вы покупаете билет, тем он дешевле. Но есть исключения, например акции. Цены растут и по мере заполнения салона. При этом на маршрутах с большим количеством авиакомпаний цены обычно ниже, а перелеты в популярные хабы или из крупных аэропортов могут быть дороже из-за повышенного спроса», — сказал эксперт.
За обслуживание и безопасность
Вторая часть стоимости билета — сборы, которые пассажиры платят сверх тарифа. Это обязательные платежи, которые авиакомпания собирает, но затем перечисляет соответствующим организациям. Они могут составлять очень значительную часть от стоимости авиабилета, отметил Морковкин.
Среди них сборы аэропортов за наземное обслуживание самолетов и пассажиров, обеспечение безопасности, в том числе за услуги досмотра пассажиров и багажа. Аэропортовый сбор подразумевает плату воздушной гавани за использование ее инфраструктуры: взлетно-посадочной полосы, терминалов, трапов, стоек регистрации и так далее. Еще есть топливный сбор, который могут взимать для покрытия расходов на заправку и хранение топлива в аэропорту.
Также есть сбор за аэронавигацию, который устанавливает государство. Сборы, которые устанавливает авиакомпания или ее агенты, — страховой и сервисный, за оформление билета. Также существуют сборы за полет над территорией другого государства.
Многие страны вводят специальные сборы для всех вылетающих или прилетающих пассажиров. В некоторых государствах есть небольшие сборы на покрытие расходов таможенных и иммиграционных служб. В стоимость билета в некоторых странах также включают НДС. А еще есть плата за комфорт — за более удобные места, перечислил эксперт.
В итоге сумма всех сборов может составлять до 60 процентов стоимости билета.
«Предположим, стоимость авиабилета составляет 25 тысяч рублей. Эта сумма может состоять из тарифа авиакомпании: 10 тысяч рублей, или 40 процентов, а таксы и сборы составят 15 тысяч рублей, или 60 процентов всего тарифа», — пояснил Морковкин.
Сборы фиксированы и не зависят от того, куплен билет за полгода или за день до вылета. Поэтому на дешевых рейсах именно сборы составляют большую часть цены, уточнил эксперт: «При возврате билета вам возвращают только тариф авиакомпании и то, если тариф это позволяет. Все сборы и таксы, как правило, невозвратны. Понимая структуру, не удивляйтесь, почему билет в один конец может стоить почти столько же, сколько туда-обратно — из-за фиксированных сборов в аэропорту вылета».
Кто может получить скидку
Для некоторых категорий пассажиров действуют федеральные льготы на перелет. «Государственные авиационные льготы напрямую влияют на цену билета для льготных категорий граждан, снижая ее. Билеты по льготным тарифам реализуются благодаря этому субсидированию: пассажир оплачивает лишь часть тарифа, другая часть оплачивается государством», — пояснила Мария Долгова.
В этом году такие билеты продают на 267 маршрутов, 72 из которых новые. Все они соединяют российские регионы и исключают Москву. Например, можно улететь в город Певек с населением 5,5 тысячи жителей, село Чара, где проживает около двух тысяч человек, и другие.
Действующий перечень субсидируемых маршрутов размещен на сайте Росавиации. Льготные или субсидируемые авиабилеты для перелета из Калининграда и Дальнего Востока и обратно доступны для молодежи до 23 лет, пенсионеров, взрослых и детей с инвалидностью, членов многодетных семей.
«В текущем году льготные пассажиры имеют право приобрести билеты по одному из вариантов: четыре субсидируемых авиабилета в одну сторону, два билета туда-обратно», — пояснила Мария Долгова.
Льготы на авиабилеты решают сразу две задачи: поддерживают наиболее уязвимые категории людей и региональное авиасообщение.