Среди препаратов, способствующих пищеварению, максимальным ростом характеризовались российские и индийские средства

Среди препаратов, способствующих пищеварению, максимальным ростом характеризовались российские и индийские средства


По итогам первых четырех месяцев 2025 г. на розничном рынке России было реализовано более 26,2 млн упаковок препаратов, способствующих пищеварению, при этом расходы россиян в этот период на данную группу лекарств превысили 7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По отношению к аналогичному периоду 2024 г. продажи выросли на 18,3% в денежном выражении и на 3,5% в натуральных единицах. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 74,8 млн упак. ферментных препаратов на сумму 18,3 млрд руб. По отношению к 2023 г. наблюдалось снижение продаж в упаковках (-2%), при заметном росте рублевого объема (+12,4%).

Данная группа препаратов наглядно отражает взаимосвязь розничных продаж и традиционных праздников в России. Своего максимума спрос на средства для улучшения пищеварения достигает в декабре, в преддверии новогодних каникул. Помимо этого, отмечаются всплески популярности в марте и мае. В минувшем году максимальный объем продаж был зафиксирован в декабре — тогда было куплено почти 7,5 млн упаковок таких средств на сумму, превышающую 1,9 млрд руб.

По итогам первых четырех месяцев 2025 г. более 82% натурального потребления обеспечивали препараты с МНН панкреатин, оставшаяся доля приходится на комбинированные средства. В отчетный период в ритейле было представлено 16 торговых марок от 21 компании. Совокупно в группе насчитывалось 85 SKU.

Максимальные расходы россиян приходились на бренд Креон от американской компании «Эбботт» (доля в руб. 32,5%) и Фестал от французской «Санофи» (18,9%). Суммарно эти марки обеспечивали более половины денежного объема в группе. Наиболее популярными с точки зрения натурального потребления в анализируемый период был небрендированный препарат Панкреатин от 10 различных отечественных производителей — бренд занимал более 43,5% всех натуральных продаж в группе. Он же замыкает первую тройку в рейтинге по стоимостному объему и обеспечивает 18,5% продаж.

Все участники топ-10 в анализируемом периоде демонстрировали существенное повышение рублевого объема продаж. Максимальные показатели динамики фиксировались для индийского продукта Юниэнзим (компании «Юникем») — за год расходы на данный препарат увеличились в три раза, во столько же выросло натуральное потребление. Также можно выделить торговую марку Микразим от российской «АВВА Рус», по отношению к январю-апрелю динамика фиксировалась на уровне +60,8% в рублях и на 29,5% в упаковках.

Среди участников первой десятки только у одного бренда Эрмиталь, от немецкой компании «Нордикс фарма фертриб» отмечено снижение продаж, причем как в рублях, так и в упаковках, — в обоих случаях на 77%. За пределами топа заметное сокращение наблюдается у препарата Панзинорм от словенской компании «КРКА» — за год его продажи снизились на 46,5% в денежном и на 63,9% в натуральном выражении. Также отрицательная динамика продаж зафиксирована у торговой марки Нормоэнзим от компании «Отисифарм» (-45,9% в рублях и -72,6% в упаковках).