Сможет ли регулирование платного приема в вузы сократить дефицит инженеров?

Сможет ли регулирование платного приема в вузы сократить дефицит инженеров?

14 мая депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о регулировании платного приема в вузы. Обсудить его последствия для системы образования страны под эгидой Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» собрались представители вузов, образовательных организаций и эксперты. По итогам встречи ее участники подготовили резолюцию, которую передадут в обе палаты Федерального собрания и профильные органы власти. Основной смысл документа: задача законопроекта правильная — увеличение набора абитуриентов по приоритетным специальностям, но его нужно улучшить с учетом мнения всего профессионального сообщества.

Общая задача — две точки зрения

Российское Правительство сможет ежегодно устанавливать объем приема на платные места в вузах в зависимости от потребности рынка труда. Цель законопроекта, принятого в первом чтении депутатами — не регулирование платного приема, а обеспечение экономики теми кадрами, которые сегодня востребованы, объяснила, представляя 14 мая документ его соавтор сенатор Лилия Гумерова.

«Мы не против платного обучения и частных вузов, но главное, чтобы они обеспечили качество подготовки специалистов», — пояснил, комментируя рассмотрение законопроекта спикер Госдумы Вячеслав Володин.

В свою очередь, руководство частных вузов и профессура, поддерживая идею поднимать качество образования, высказывают обеспокоенность и просят авторов инициативы учесть при ее доработке мнение образовательного сообщества, которое вот уже несколько десятилетий стабильно обеспечивает экономику страны профессиональными кадрами.

В дискуссии на круглом столе, инициированном «Опорой России» и Ассоциацией негосударственного образования, приняли участие руководители ведущих частных и государственных вузов, таких как Международная академия информационных технологий IThub, Технический университет УГМК, Университет «Синергия», Московский институт психоанализа, Московский технологический институт, Московский финансово-юридический университет МФЮА, Московский экономический институт, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и ряд других.

Президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что поставленную президентом Владимиром Путиным на заседании Совета по науке и образованию задачу увеличения набора абитуриентов по приоритетным специальностям необходимо выполнять, так же как и поднимать уровень подготовки специалистов как в государственных, так и частных вузах. Однако такие важные решения лучше принимать с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

«Мы считаем, что это все нужно обсуждать со всем образовательным сообществом, в том числе частным. Любая инициатива должна проходить не просто оценку регулирующего воздействия, она должна обсуждаться с теми, на кого эта регуляторика направлена», — говорит Калинин.   

Поступающий на юриста и экономиста не станет инженером

В ходе обсуждения была сформирована единая позиция сообщества, отражающая возможные риски, которая легла в основу резолюции. Так, участники круглого стола считают, что само по себе ограничение платного набора на популярные специальности не даст притока инженерных кадров. Потому что сокращение приема экономистов, юристов, менеджеров и психологов не гарантирует автоматической переориентации абитуриентов на инженеров и медиков.

«Это, как если бы мы хотели, чтобы наша сборная по футболу стала чемпионом мира, и вместо того, чтобы поддержать молодых футболистов, решили бы закрыть бассейны и секции гимнастики, чтобы все стали футболистами. Станут они футболистами? Конечно, нет», — привела наглядный пример замдиректора Саратовского частного лицея-интерната естественных наук Марина Андрофагина.

Нет у профессуры уверенности и в том, что сокращение платных мест в вузах спровоцирует наплыв желающих в техникумы и училища. Проведенные исследования демонстрируют, что интерес к техническим специальностям формируется в школе. А там не хватает учителей физики, химии, математики. Из 600 тысяч выпускников около половины сдают ЕГЭ по обществознанию и только 10-20% — по естественным предметам, привел статистику директор Центра систем оценки и управления качеством образования Президентской Академии Борис Илюхин.

По мнению участников дискуссии, не учитываются и демографические факторы, в частности, бэби-бум 2000-х годов. Специалисты прогнозируют прирост численности молодежи в возрасте 18 лет — с 1,52 миллиона в 2024 году до 1,95 миллиона к 2031 году. С учетом появления новых категорий абитуриентов-льготников, имеющих право на бюджетные места, доступность бесплатного образования сокращается.

Квотирование может привести к тому, что абитуриенты, желающие получить гуманитарную профессию, вынуждены будут поступать в зарубежные вузы, рассматривая их как альтернативу недоступным внутри страны программам. «В Китае образование дешевле. Студенты просто уедут туда. Нужна ли стране такая «утечка мозгов»? Уверен, что нет», — отметил глава «Опоры России» Калинин.

Стоимость образования повысится

Участники дискуссии обратили внимание еще на один сегмент — люди, уже имеющие высшее образование. Согласно статистике, значительная доля «платников» — это лица старше 25-30 лет, работающие, стремящиеся приобрести новую квалификацию, сменить профессию или получить дополнительные навыки и знания для продвижения по службе. Планируя ограничение доступа к программам высшего образования, важно учитывать потребности взрослого населения в переквалификации.

Есть еще одна сторона, финансовая. Сокращение коммерческого набора приведет к тому, что вузы либо повысят стоимость обучения, либо им потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета. По подсчетам Калинина, родителям и студентам придется платить за учебу в полтора раза больше.

Инженер — это звучит гордо

Участники круглого стола предложили свои меры по выправлению дисбаланса на рынке труда. Во-первых, можно перераспределить количество бюджетных мест, усилив инженерно-технические специальности, во-вторых, начать вести системную профориентационную работу со школы, мотивировать ребят получать технические профессии.

Можно установить для студентов-инженеров, медиков, химиков и других нужных специальностей те же преференции, которые в свое время были сделаны для специалистов ИТ-сферы: хорошая зарплата, льготная ипотека, отсрочка от армии и прочие условия.

С учетом всех факторов участники дискуссии предложили до принятия закона и в дальнейшем в процессе подготовки подзаконных актов более подробно обсудить документ с профессиональным сообществом, проанализировать потребности экономики страны в специалистах и составить перечень необходимых профессий.