Школьников позвали в официанты

Школьников позвали в официанты

Спрос на горничных и обслуживающий персонал в России достаточно высок. Особенно он увеличивается накануне туристического сезона. Более 80 процентов официантов, барменов, консьержей и других представителей сферы обслуживания не имеют высшего образования. Для решения вопроса бизнес попросил Минпросвещения создать для учащихся 5-9-х классов школ «классы туризма» и в рамках культурно-просветительских блоков рассказывать, что такое гостиница, ресторан и почему не стыдно начинать свою карьеру с официанта. Об этом рассказали в Общенациональном союзе индустрии гостеприимства. Как выглядит туристическая отрасль накануне летнего сезона, узнала редакция SPRESS.

В официанты со школьной скамьи

В туристической отрасли не хватает рабочих рук, поэтому бизнес начал искать будущих сотрудников уже со школы, создавая туристические классы. Об этом рассказал президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков на круглом столе, посвященном роли институтов гражданского общества и органов публичной власти в развитии туристской отрасли России, прошедшем 17 апреля в Совфеде.

По его словам, только 50 процентов тех, кто заканчивает туристические факультеты, идут работать по профессии. Поэтому они попросили Минпросвещения создать для учащихся 5-9-х классов ознакомительные культурно-просветительские блоки, рассказывающие, что такое гостиница, ресторан и почему не стыдно начинать с официанта.

«Мы не конкурируем с другими отраслями по зарплатам, — сказал Волков. — Мы не можем сейчас создать тех условий, которые создают наши коллеги, например из айти, но абсолютно точно делаем все возможное, чтобы дать возможность узнать о том, что такое индустрия гостеприимства. Сегодня мы пошли в школы, потому что 82,5 процента людей, которые работают в индустрии гостеприимства, не только в туризме, это люди без высшего образовании. Иногда без образования в целом».

© freepik.com

В туристической отрасли работают около 16 процентов с высшим образованием и 24 процента с MBA. При этом не хватает около 30 процентов официантов, администраторов, консьержей, дежурных по этажу, портье и работников других специальностей.

Зарплата горничной, в зависимости от региона и сезона, составляет от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Официантам платят примерно столько же, но здесь могут выручить чаевые, приводила слова вице-президента Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Санкт-Петербурга Тамары Буйловой редакция SPRESS ранее.

«В бизнесе большая нехватка людей, и, войдя горничной или официантом, при желании можно дорасти до управляющего гостиницей или рестораном, — сказала Буйлова. — А это уже совсем другой порядок цифр. Речь идет о почти пятикратном увеличении заработной платы. Да, профессии не привлекают к себе внимания, но они очень востребованы. Особенно в свете государственной стратегии в области развития внутреннего туризма».

Для повышения престижа этих профессий индустрией гостеприимства уже 4 года проводится конкурс «Мастера гостеприимства».

«Он проходил на платформе «Россия — страна возможностей» и показал сумасшедший эффект, — рассказал Волков. — В индустрию пришли люди, которые этим никогда не занимались. И таких было 80 процентов».

Классификация номеров и инвестиции

Рассказывая о развитии туристической отрасли в целом, директор Департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Министерства экономического развития России Георгий Груша отметил, что в сравнении с 2024 годом сектор вырос почти на 7 процентов.

По его словам, резкая сезонность поездок сглаживается. По стране путешествуют в течение всего года. Сейчас Росстат еще досчитывает показатели 2024 года, но в цифрах примерная картина выглядит так: в 2023 году внутренний и въездной туризм составил около 85 миллионов поездок, в 2024-м ожидают показателей на уровне 91 миллиона.

«Такими темпами к 2030 году мы вполне можем выйти на показатели, установленные президентом. Сто сорок миллионов поездок, — отметил Груша. — В этом году ожидаем очередной рост спроса, и летний сезон все равно превалирует и в цифрах, и в спросе. По итогам летнего периода мы прогнозируем увеличение количества поездок до 95 миллионов. Перед нами как регулятором, так и перед всей отраслью стоит задача увеличивать предложения».

Для этого в рамках нового национального проекта в отрасль привлекаются инвестиции и вкладываются деньги.

«По итогам 2024 года в туризм был вложен один триллион инвестиций, — рассказал Груша. — Действительно, цифра впечатляющая. Это на треть больше, чем в 2023 году, и, наверное, это не предел. И стимулировать инвестиционную активность нужно нам всем».

Интерес инвесторов к туриндустрии поддерживают не только экономическими мерами, но и нормотворческой работой. Так, для повышения инвестиционной привлекательности и наведения порядка в отрасли в 2024 году в ней была проведена реформа в классификации объектов размещения.

«У нас на 1 апреля в реестре уже 937 тысяч классифицированных номеров, — пояснил Груша. — Реестр начал пополняться активнее. Теперь туда включаются не только гостиницы, но и кемпинги, глэмпинги — это новые популярные типы размещения. В обязательном порядке в него входят санатории. Быстро развивается программа строительства модульных средств размещения».

Поездом и автомобилем

Путешествие — это, согласно обсуждаемой парламентариями терминологии, передвижение за пределы постоянного места жительства. И они невозможны без транспорта. Поэтому Минтранс России старается заранее рассчитать нагрузку. Так, этим летом планируется перевезти более 56 миллионов пассажиров на курорты юга России и обратно. Более 11 миллионов пассажиров собираются отправиться в направлении Крыма и города Севастополя. Об этом рассказал генеральный директор автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» Министерства транспорта России Константин Угаров.

По его словам, на майские праздники в путешествия внутри России планируют отправиться 3 миллиона человек. Так, Федеральная пассажирская компания уже оформила около двух миллионов билетов на курорты Кавказа, Черноморского побережья, Минеральных Вод и на маршруты между Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Ярославлем, Иваново и другим городами.

«В годовщину 80-летия Победы в Великой Отечественной войне большим спросом у путешественников пользуются также поездки в Минск, Брест, Смоленск и Волгоград, — рассказал Угаров. — Тематические туристические рейсы, приуроченные к празднованию 80-летия Победы, запланированы и у пригородных перевозчиков. В сообщении с Крымским полуостровом в период майских праздников планируется курсирование 14 поездов».

Сейчас поступили заявки на перевозку в организованных группах 645 тысяч детей, что на 11,5 процента больше, чем в 2024 году, сообщил представитель Минтранса. И отметил, что постановлением Правительства утвержден переход на адресное субсидирование перевозок, в рамках которого детям в возрасте от 10 до 18 лет предоставляется круглогодичный льготный проезд в размере 50 процентов, и льготы большим семьям для проезда автомобильным транспортом.

«Касательно автомобильных дорог — у нас более 15 тысяч объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон, — сказал Угаров. — Особенно много их юге России по трассе М-4 «Дон».

Во время летнего туристического сезона по этим автомобильным дорогам планируют приостановить все ремонтные работы, а для беспрепятственного проезда автомобильных туристов в сторону Крыма открыт бессветофорный и обходной участок дороги Славянск-на-Кубани — Темрюк. Непосредственно на Крымском мосту организована новая площадка с увеличенным количеством пунктов досмотра, что обеспечит комфортный проезд.