Сергей Грачев: Особые экономические зоны — драйвер российской экономики

Сергей Грачев: Особые экономические зоны — драйвер российской экономики

Руководители законодательных органов государственной власти из 14 регионов Приволжского федерального округа (ПФО) встретились в Оренбурге на заседании Совета законодателей. В его работе также принял участие полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров. Участники встречи обсудили деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) округа и совершенствование инвестиционного законодательства. В настоящее время Приволжье занимает одну из лидирующих позиций среди ОЭЗ в России, а началось все с открытия ОЭЗ промышленно­-производственного типа «Алабуга» в Республике Татарстан.

Особая экономическая зона «Оренбуржье»

По словам врио губернатора Оренбургской области Евгения ­Солнцева, особые экономические зоны все активнее встраиваются в решение задач по достижению национальных целей, в первую очередь это обеспечение технического суверенитета, развитие экономики.

«В частности, особая экономическая зона «Оренбуржье», расположенная на территориях двух муниципальных образований в городах Оренбург и Орск, — одна из самых успешно развивающихся в РФ. По оценке Минэкономразвития России, она занимает 3-­е место в стране с показателем эффективности 95 процентов. Уже создано более 1,5 тысячи рабочих мест. К 2030 ­году планируется более 16 тысяч», — подчеркнул он.

Так, в 2025 ­году на территории ОЭЗ состоялось открытие полностью российского производства «ОЗАР», нацеленного на импортозамещение. Завод производит оборудование для мясоперерабатывающих предприятий, замещая импортные аналоги. Объем инвестиций составил 250 миллионов руб­лей. Среди заказчиков — крупнейшие мясоперерабатывающие заводы России.

Председатель Заксобрания Оренбургской области Сергей Грачев считает, что, несмотря на свою молодость, ОЭЗ «Оренбуржье» не только успешно функционирует, но и имеет высокий потенциал для дальнейшего развития.

«Предоставленные льготы и инфраструктура на территории позволяют предприятиям развиваться, а региону — привлекать инвестиции и создавать рабочие места. К 2030 ­году ожидается, что общий объем инвестиций резидентов в ОЭЗ превысит 90 миллиардов руб­лей, прогнозируется рост числа резидентов до 50 компаний, что, в свою очередь, приведет к увеличению их совокупной выручки до 45 миллиардов руб­лей», — пояснил Сергей Грачев.

По его словам, законодатели регулярно донастраивают механизм работы таких зон.

«Так, за последние два года упростили вход для инвесторов, в десять раз сократили объем заявочной документации, вдвое — сроки регистрации резидентов. Экономические зоны оказались эффективны и для государства. По информации Минэкономразвития России, на сегодня бюджетный эффект — плюс 122 миллиарда руб­лей. То есть налоги, поступившие в федеральный бюджет, превышают затраты», — утверждает Сергей Грачев.

Есть ли проблемы с функционированием площадок в регионах?

Да. И они характерны практически для всех ОЭЗ страны. Законодатели поделились опытом работы ОЭЗ в своих территориях и высказали предложения по решению ряда вопросов. Например, Самарская область предлагает использовать средства казначейского инфраструктурного кредита на оплату технологического присоединения к сетям. Ульяновская область указывает на недостаточный перечень видов деятельности, которые могут осуществлять резиденты портовых ОЭЗ. От Оренбуржья предложение — разработать госпрограмму по предоставлению льготных кредитов под 3 процента годовых с отсрочкой выплаты основного долга при реализации окупаемых инфраструктурных объектов.

Решение этих вопросов находится как в федеральной плоскости, так и в региональной. По итогам заседания сформирован ряд рекомендаций в адрес Правительства и органов государственной власти.