Росстандарт совместно с Роскачеством разработали и утвердили новый ГОСТ для фермерской продукции. В нем определяется, какая продукция относится к фермерской, указаны стандарты для упаковки таких товаров и их размещения на полках магазинов. редакция SPRESS выяснила, как будет работать новый ГОСТ и кто будет ему следовать.
Качества ГОСТа
Первый в России ГОСТ «Реализация фермерской продукции. Информация для потребителей. Общие требования» вступает в силу 1 января 2026 года.
«Стандарт определяет, что фермерская продукция — это сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие (в том числе органическая продукция, сельскохозяйственная продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками, продукция первичной и последующей (промышленной) переработки сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации перечнем), произведенные на животноводческих фермах или других объектах, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным к субъектам малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, а также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство», — пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Росстандарта.
Также в нем устанавливаются правила размещения на упаковке фермерских товаров информации о названии хозяйства-производителя и его местонахождении, составе продукта и его особенностях. «ГОСТ Р 72236-2025 не содержит требований к процессам производства фермерской продукции, описание внешнего вида или любых других параметров продукта, а устанавливает общие требования для маркировки такой продукции в развитие положений федерального закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, закладывая основы для продвижения фермерской продукции», — уточнила пресс-служба Росстандарта.
И хотя в представлении рядового покупателя ГОСТ — это скорее знак качества самой продукции, чем ее этикетки, оказалось, что для фермеров это не так. «Фермерской продукции не нужен отдельный ГОСТ по качеству или технологиям производства. Ведь для любого продукта уже установлены свои стандарты, и вводить какие-то другие особенные требования для фермерской продукции нет никакого смысла — качество любого продукта на столе должно быть высоким. Это же относится и к технологии производства. В России около 200 тысяч фермерских хозяйств, и у каждого из них своя технология, и именно этим их продукция и отличается от обычной, промышленного происхождения», — пояснил «Парламентской газете» заместитель председателя совета ассоциации «Народный фермер» Бабкен Испирян.
Стандартное место
Кроме требований к упаковке, новый стандарт регулирует размещение таких товаров в магазинах. «Также в стандарт включены рекомендации по размещению информации о фермерской продукции в местах продаж, направленные на визуальное отделение такой продукции от другой пищевой продукции», — уточнили в Росстандарте.
По словам эксперта, это делается для того, чтобы отличить фермерскую продукцию от товаров больших промышленных сельскохозяйственных производств. «Важно, чтобы под словом «фермерский» понималась продукция, произведенная малой формой бизнеса, а не большой структурой. Вот это действительно поможет фермерам и покупателям их продукции», — уточнил Бабкен Испирян.
В Росстандарте уверены, если продавец следует стандарту, то его покупатель может быть уверен, что продукты на прилавке действительно вырастил или произвел фермер, а не агрохолдинг. «Четкая визуальная идентификация фермерских зон в каналах продаж, понятная и достоверная информация о производителе (название хозяйства, местонахождение), составе продукта и его особенностях — все это направлено на осознанный выбор потребителя. Стандарт призван дать покупателю уверенность в том, что он действительно поддерживает малого отечественного производителя и получает фермерский продукт», — считают в ведомстве.

И фермеры верят, что новый нацстандарт поможет добиться этой цели. «С введением ГОСТа фермерская продукция будет защищена, а продукция крупных холдингов не может быть представлена на рынке под этикеткой фермерской», — пояснила «Парламентской газете» вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Ольга Башмачникова.
Соломоново решение
Новый стандарт для фермерской продукции будет добровольным, сообщили «Парламентской газете» в Росстандарте. Это решение поможет фермерам продвигать свою продукцию в крупных сетях и не помешает им продавать ее в уже налаженных точках сбыта.
«Если сегодня он (фермер. — Прим. ред.) продает то, что произвел, своим клиентам с маркировкой «фермерская продукция», согласно техническим условиям, и не тратит время на оформление соответствия ГОСТу, то с введением в действие нового ГОСТа употреблять слово «фермерская» можно, только выполнив все условия. Это значит потратить время на их выполнение. Поэтому важно, чтобы у фермера осталась возможность реализовывать продукт, согласно техническим условиям, как он это делал раньше. Тогда введение ГОСТа будет помогать тем, кому это необходимо, например при реализации продукции в торговых сетях, и не мешать тем, у кого есть налаженный сбыт в рамках технических условий», — отметила Ольга Башмачникова.
В результате, уверены фермеры, их продукция будет обособлена и защищена на рынке как более экологически чистый и здоровый продукт, произведенный малыми формами хозяйствования. С новым ГОСТом потребитель, принимая решение о покупке, будет объективно понимать, какую продукцию он покупает. «Сейчас слово «фермерский» можно увидеть на каждой вывеске, и это не соответствует действительности», — добавила Башмачникова.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) поддержали создание ГОСТа для фермерской продукции в магазинах. По мнению председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, такой стандарт повысит узнаваемость локальной продукции, усилит доверие и лояльность потребителей.
«Крупные торговые сети уже много лет развивают различные программы поддержки фермеров, выделяют фермерскую продукцию на полках и отдельные секции для продажи фермерских продуктов в торговых залах. Добровольный ГОСТ станет полезным ориентиром для всех форматов торговли, включая среднюю и малую розницу, упростит информирование покупателей и задаст стандарты для самих производителей. Крупные торговые сети готовы применять новый стандарт в работе», — рассказал Станислав Богданов «Парламентской газете».