Стоимость бензина на российских заправках с начала 2025 года по 1 сентября увеличилась на 6,7 процента, это более чем на треть выше уровня инфляции за тот же период (4,1 процента), сообщается на сайте Росстата. Причина опережающего удорожания носит временный характер, связанный с уборочной страдой, но после того как сезонные факторы схлынут — снизится отпускная активность населения, уменьшится спрос на топливо по сезонным видам работ, в том числе строительным, — в третьем квартале этого года следует ожидать замедления темпов роста стоимости ГСМ, убежден член Комитета Государственной Думы по энергетике Борис Гладких. Подробнее — в материале «Парламентской газеты».
Инфляция не поспевает за ценами
Согласно данным Росстата, рост стоимости бензина в рознице опережает инфляцию шестую неделю подряд (с 22 июля). А если брать статистику с начала 2025 года по 1 сентября, то отпускная цена на заправках увеличилась на 6,7 процента, это больше чем на треть выше уровня инфляции за тот же период (4,1 процента).
В первую очередь феномен объясняется сезоном сельхозработ в рамках уборочной кампании, считает Борис Гладких. Подобный ценовой всплеск, по его словам, отмечается ежегодно.
«Вместе с тем хочу напомнить, что были периоды, когда мы сталкивались и с более высокими темпами роста, и даже в некоторых регионах с нехваткой топлива, — напомнил депутат. — В связи с этим Правительство в лице ФАС и Минэнерго несколько лет назад приняло соответствующие меры, направленные на сдерживание удорожания топлива в условиях каких-то конъюнктурных особенностей, когда возникает повышенный спрос на ГСМ».
Также одним из факторов удорожания является экспортная составляющая: продавать топливо за границу более выгодно, чем на внутреннем рынке.
«Поэтому, помимо демпфирующего механизма в части стоимости топлива на внутреннем рынке, появилась еще и реальная возможность введения ограничений на экспорт, — отметил Гладких. — Это сегодня благоприятно сказывается на темпах роста, которые не имеют таких серьезных пиковых значений в сложившихся условиях. Эти темпы роста не вводят в шок рынок и потребителей».
Вместе с тем депутат отметил, что меры, связанные с ограничением экспорта топлива, принимаются лишь на определенный срок, который в августе Правительство продлило.
«Это связано с тем, как производится мониторинг стоимости топлива по стране. Видно внимание Министерства энергетики к этому вопросу. Поэтому сейчас мы отмечаем такой вот сглаженный, управляемый процесс, связанный с тем, чтобы цена на топливо не пробивала потолок, не создавала кризисных условий, например, для сельскохозяйственного направления или добычи водных биоресурсов», — подчеркнул Борис Гладких.
Когда схлынут сезонные факторы
После того как сезонные факторы уйдут — снизится отпускная активность населения, уменьшится спрос на топливо по сезонным видам работ, — в третьем квартале этого года следует ожидать замедления темпов роста стоимости ГСМ, не исключает депутат.
Одним из рычагов влияния на ситуацию, уточнил Гладких, остается динамика по отдельным отраслям. «Но она несущественно сказывается на самом рынке, не подрывает его запасы. Она влияет на спрос планомерно, что позволяет прогнозировать, что стоимость бензина на конец года и начало следующего года будет расти не так быстро», — заметил парламентарий.
Что касается дизельного топлива, то здесь тренды пока противоположные: солярка на АЗС дорожает значительно ниже уровня инфляции (2,11 процента против 4,1 процента). Как отметили в Росстате, с 26 августа по 1 сентября бензин подорожал на 0,3 процента, дизель — на 0,07 процента.
Впрочем, ситуация здесь скоро может измениться, «цены подрастут», отметил в беседе с «Парламентской газетой» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Ранее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал контролируемой ситуацию с ценами на бензин. Он отметил, что у наблюдаемых колебаний цен на топливо есть разные причины, однако в Правительстве принимаются все меры для сохранения уровня цен в стабильной зоне. В том числе он напомнил о запрете на экспорт бензина.
Кабмин 27 августа принял решение о продлении временного запрета на экспорт бензина для всех участников рынка (в том числе для НПЗ) до 30 сентября 2025 года, для непроизводителей — до 31 октября. Решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке.