«Российский болид быстрее Lamborghini и McLaren». Мазепин – о F1, китайских авто и Ferrari

«Российский болид быстрее Lamborghini и McLaren». Мазепин – о F1, китайских авто и Ferrari

Никита Мазепин – один из немногих российских пилотов в истории автоспорта, попробовавших свои силы в Формуле-1. После окончания карьеры в лучшем чемпионате в мире он нашёл себя в бизнесе, триатлоне и автоспорте. В эксклюзивном интервью корреспонденту «Советского спорта» Мазепин поделился впечатлениями от «24 часа Дубая», рассказал о планах на будущее, преимуществах отечественного болида Rossa LM GT, оценил переход Льюиса Хэмилтона в стан Ferrari и шансы McLaren на титул в Formula-1, высказал мнение касательно китайских и электрических авто.

– На прошлой неделе вы выступали на «24 часах Дубая» с отечественным суперкаром Rossa LM GT. Насколько вы рады, что лёд в вопросе возвращения россиян на международную арену тронулся и потихоньку получаются возможности ярко себя показывать на этом уровне? 
– Сказать, что лёд тронулся, трудно, я как ездил на гонки в Дубай, так и езжу. Что касается прогресса, то мне трудно ответить на вопрос в положительной интонации, это чуть про другое – это развитие себя как мультидисциплинарного спортсмена в автоспорте: человека, который может выступать в спринтерских гонках и в стайерских. Для меня мероприятие было интересно по двум составляющим: первое – у меня никогда не было возможности выступать на «24 часах в Дубае», философия гонки сильно отличается, хоть и не получилось преодолеть всю дистанцию, но первую обкатку прошли, дальше – больше, на подиум или даже победа. Во-вторых, это проект моих друзей – Евгения Киреева и Ромы Русинова. Они воодушевлённо рассказывали про проект как задумку два года назад. Очень приятно, что задумка реализовалась во что-то материальное и реализовалась успешно: приехать на гоночные тесты с простым сетапом и командой и сразу выиграть квалификацию – то, чем можно гордиться, на этом фундаменте очень просто создавать базу для улучшения результатов в будущем.

– Вы сказали, что Rossa LM GT не хуже Lamborghini и Mclaren. А можете сказать, в чём наш отечественный болид превосходит вышесказанные марки?
– Он быстрее, чем Lamborghini и McLaren на прямой. Могу сказать, что машина очень быстрая с точки зрения аэродинамического пакета и движения на прямой. Если удалось показать самый быстрый круг, значит, и в поворотах она хорошо ведёт.

– Можете поделиться вашим календарём? На какие международные старты вы запланировали своё участие в этом году?
– Первое, что приходит в голову, – Кубок ШОС по мотокольцевым гонкам, «Барселона-24» в составе Льюиса и «Шёлковый путь». Ещё Iron Man в Белграде.

– Льюис Хэмилтон в грядущем сезоне пополнит стан «Феррари». Есть ли у вас какие-то ожидания от его выступлений в составе итальянского коллектива?
– Я уверен, что результаты будут хорошими: Льюис – очень способный гонщик, а Ferrari, что бы с ними ни происходило, всегда в пятёрке. А всё остальное будет зависеть от везения: получится у Ferrari сделать фантастическую машину или она будет обычной. В долгосрочной перспективе повысились шансы на титул, в течение нескольких месяцев – нет. Льюис тоже человек, ему, чтобы сработаться, тоже нужно время.

– Это самый сильный пилот, против которого вы когда-либо ездили?
– Пилоты с точки зрения силы делятся на разные типы. Сказать, что Хэмилтон сильнее Ферстаппена, с которым на одной трассе ездил – трудно, они все разные, но входят в топ-5 спортсменов, против кого выступал. Тяжелее всего бодаться против человека, который выступает с тобой в одной команде и на одной технике. Тяжело было выступать с Ландо Норрисом, Джорджем Расселлом, с Миком Шумахером.

– За последние время McLaren сделали сильный скачок вперёд. В следующем сезоне у них будут шансы на титул?
– Мы не можем об этом сказать, шансы будут зависеть от пакета машины, которые они соберут. Мы это увидим только на предсезонных тестах. Момент у них определённый есть, вопрос – сохранится он или нет, здесь трудно сказать.

– Нет ли мысли заняться спортом в сфере государственного управления? Например, достаточно много легенд спорта работают в Государственной думе или в различных федерациях.
– Интерес, безусловно, есть, потому что, как любой человек, ты проходишь через разные стадии своей жизни. Скажем так, я к этому не пришёл, но я понимаю, что в ближайшем будущем постепенно моя жизнь будет переходить из стадии «я хочу быть успешным спортсменом» в стадию «я хочу, чтобы спорт был доступен и успешен для граждан моей страны или же для людей в мире». Это не беспочвенно, потому что, когда ты выделяешь порядка 20 лет профессиональному спорту, ты можешь констатировать, что в нём разбираешься и можешь его сделать лучше и более приемлемым для молодого поколения, которое подрастает и приходит в этот спорт. Именно поэтому я сегодня вхожу в комитет при Государственной думе по физической культуре и спорту. Также я очень близко знаю, что происходит в Федерации водных видов спорта России, потому что её возглавляет мой отец, и он является президентом этой федерации. Если я ещё и вне профильной своей профессиональной деятельности где-то буду нужен делом или советом, я всегда готов. Мне это очень интересно. Я сейчас достаточно серьёзно занимаюсь триатлоном, а один из видов спорта в нём – это плавание. Поэтому иногда мы обсуждаем вещи, связанные с развитием инфраструктуры бассейнов в нашей стране, которых, я думаю, что как минимум в Москве станет в ближайшее время намного больше. Поэтому меня этот образ волнует, как, наверное, и многих других любителей плавания.

– Какие марки авто в повседневной жизни вам нравятся больше всего? Какая у вас любимая машина в личной коллекции?
– Что касается марок авто, здесь мне трудно выделить какие-то марки, которые мне нравятся, потому что понятие «нравится» – очень субъективное, и мне кажется, если не быть занудой, то, отвечая на вопрос, какая машина нравится, очень важно помнить, зачем машина человеком была создана – для того чтобы добраться из точки А в точку Б и сделать это быстрее, чем пешком, или на коне, или на велосипеде. Чем комфортнее ты можешь это сделать, тем лучше. В связи с тем, что меня больше всего интересуют машины, которые отвечают именно этим критериям, я являюсь большим любителем всяких джипов, пикапов, военнообразных по внешнему виду машин. Наверное, универсальный ответ – это Mercedes, потому что это достаточно гениальная машина с точки зрения наличия класса под любое решение: хочешь пикап – у тебя есть пикап, хочешь гиперкар – у тебя есть AMG GT. Если более эксклюзивно, то мне очень нравится TRX, RAM, и мне очень нравится то, что происходит сегодня с китайским автопромом: M-Hero и Tank – за ними будущее.

– На дорогах общего пользования появляется всё больше автомобилей китайского автопрома. Как относитесь к этому явлению?
– Мне это нравится. Мне кажется, что китайцы делают очень полезное явление для цивилизации человечества. Они встряхивают рынок автопрома. Мы привыкли, что хорошая машина стоит 15 млн рублей, и ты получаешь там какие-то определённые хорошие функции и комфорт, они приходят и говорят: «А мы даём всё хорошее, только в два раза дешевле», и реально это делают. Поэтому для людей это очень хорошо, и по технологиям, которые они дают, это очень сильно отличается от немецкого автопрома, но мне эта тенденция нравится.

– А к электрическим машинам как относитесь? Например, к Tesla, Zeekr.
– Почему нет? Если мы посмотрим на деятельность с точки зрения спортивной составляющей – электрические машины по разгону зачастую были намного быстрее, экологичнее и бюджетнее машин на бензине или дизеле. Здесь вопрос: есть ли у тебя зарядочное устройство рядом с домом, хочешь ли ты её 40 минут заряжать или ты хочешь просто приехать на заправку и за 10 минут залить полный бак и ещё поехать на 500 км. Но это развитие технологий нашего мира, и в какой-то момент мы все понимаем, что нефть закончится, что-то нужно делать, чтобы продолжать дальше жить и эволюционировать. Поэтому общий такой технологический тренд – супер.

– Можете назвать лучшую трассу, на которой выступали?
– Сочи по причине того, что происходит вокруг. Это самая интересная трасса по пилотированию, самый красивый город с точки зрения картинки, ибо выступать на солнечном берегу моря и видеть горы со снегом – ни одна страна такого не даёт.

– Каким поступком или решением в своей жизни вы гордитесь?
– Я много усилий прикладываю, чтобы быть полезным для общества. Что-то из личного характера: позаботился о бабушке, помог перейти дорогу. Это то, что имеет значение, потому что этого никто не видит, и что ты делаешь за закрытыми дверями, когда об этом никто не узнает, это обрисовывает тебя как человека, а не то, что ты видишь с телевизора.