Россияне предпочитают бороться с симптомами похмелья с помощью лекарственных средств

Россияне предпочитают бороться с симптомами похмелья с помощью лекарственных средств


В течение первых четырех месяцев 2025 г. на розничном рынке России население потратило почти 463 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС) на средства для предотвращения и облегчения различных проявлений похмельного синдрома, что на 35,8% больше показателей аналогичного периода прошлого года. По информации баз данных «Аудит розничных продаж ЛП в России и Аудит розничных продаж БАД в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с начала года россияне приобрели свыше 1,46 млн упаковок средств для предотвращения и устранения похмелья — за год продажи выросли в упаковках на 7,4%. Стоит отметить, что активный рост продаж был полностью обеспечен лекарственными препаратами — по отношению к январю-апрелю 2024 г. динамика натурального потребления лекарств данной категории выросла на 79%, при этом денежный объем увеличился на 73%. Примечательно, что на ЛП приходится 51% рублевого и только порядка 17% натурального объема. Нелекарственный ассортимент в категории за год, напротив, показал снижение натурального объема на 0,8%, при этом рост в руб. фиксировался на уровне 11%.

Основной объем реализации средств для борьбы с похмельем, безусловно, приходится на аптеки — в отчетный период они занимали более 66% рынка в упаковках и 82% в руб. Почти 25% натуральных продаж обеспечивают супермаркеты (около 8% в руб.), а онлайн-канал формирует около 9% как в упаковках, так и в руб. Примечательно, что также данная категория реализуется на автомобильных заправочных станциях (АЗС) — однако в общем объеме этот канал занимает менее 1%.

Всего по итогам первых четырех месяцев 2025 г. в ритейле было представлено 38 торговых марок от 34 компаний, в топ-10 вошли два лекарственных препарата, а остальные участники первой десятки представлены нелекарственной продукцией.
Абсолютный лидер с точки зрения спроса в анализируемом периоде — Алка-Зельтцер (доля 27,1% в руб.) — за четыре месяца население израсходовало на данный препарат более 125,6 млн руб. По отношению к январю-апрелю 2024 г. продажи марки выросли на 28% в руб. и на 58% в упаковках. На вторую позицию поднялся препарат Метадоксил с долей 22,9%. За год продажи бренда выросли примерно в 2,8 раза как в стоимостном, так и в натуральном выражении, и это абсолютный рекорд в топе. Третье место занимает продукт Антиполицай от «Амк-Экспорт», который позиционируется, как средство, уничтожающее неприятные запахи, в том числе от алкоголя. Натуральное потребление бренда относительно января-апреля прошлого года немного снизилось (-3% в упаковках), хотя стоимостные продажи увеличились на 8%.

Практически все участники первой десятки характеризовались двухзначными темпами роста продаж. Помимо препарата Метадоксил можно выделить продукт от компании «Миролла» — Суперум комплекс при похмелье, за год продажи бренда выросли вдвое в денежном выражении и на 73% в упаковках. За пределами топа максимальная динамика отмечается у препарата Глутаргин Акулин, по отношению к январю-апрелю 2024 г. совокупное потребление бренда в упаковках выросло в 14 раз, а стоимостный объем увеличился в 26 раз. Снижение продаж в анализируемый период в первой десятке фиксируется только у торговой марки Алкостоп от «Капиталпродукт» (-29% в руб.).