В России может появиться новая мера стимулирования авиакомпаний к исполнению законов и предоставлению качественных услуг для пассажиров — рейтинг добросовестности. С соответствующей инициативой выступили в общественном совете при Роспотребнадзоре. По словам представителей ведомства, рейтинг будет определяться как отношение доли авиакомпании в общей массе перевозок к ее доле в списке выданных за год предупреждений за разного рода правонарушения. Высокие места в рейтинге станут основанием для проведения полномасштабных проверок надзорных ведомств со всеми вытекающими последствиями — вплоть до отзыва лицензии. Как будет работать новая мера и кто возглавляет примерный рейтинг сегодня — рассказывает редакция SPRESS.
С детьми не полететь, билет не поправить
Как сообщил в ходе круглого стола на тему «Актуальные вопросы авиапассажирской перевозки семей с детьми», состоявшегося в пятницу, 11 апреля, в Общественной палате заместитель секретаря ОП Владислав Гриб, несмотря на то что в России действует множество законов и регламентов, касающихся деятельности авиакомпаний, картина все равно остается печальной.
«У нас сейчас есть две основные проблемы, — подчеркнул Гриб. — Одна из них системная, на ней останавливаться подробно не будем. Но вторая не менее, а возможно, и более существенная — проблема защиты прав потребителей и граждан при осуществлении авиаперевозок».
По словам председателя общественного совета при министерстве транспорта Татьяны Горовой, жалобы от жителей страны поступают регулярно и в больших количествах.

«Самые важные моменты, которые наших граждан волнуют и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе, — это, безусловно, стоимость авиабилетов, которая при наличии в семье трех-четырех детей зачастую становится просто неподъемной, — отметила Горовая. — Кроме того, часто жалуются на безосновательную рассадку детей с родителями в салонах самолетов. Мы этот вопрос много раз поднимали, но, видимо, проработали недостаточно. Много нареканий возникает и существующая система оформления билетов. Я лично столкнулась недавно, когда покупала билеты родственникам. Сделала ошибку в свидетельстве ребенка о рождении и заметила, лишь когда билеты были уже оформлены. А в авиакомпании мне культурно сказали: либо ждите 30 дней, либо езжайте лично в авиакассу. Коллеги, ну 21-й век на дворе, какая вообще может быть авиакасса».
В антирейтинге — три названия
Более детальную статистику представил председатель общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. По его словам, данные ведомства свидетельствуют о том, что общее число нарушений, выявленных в крупных авиакомпаниях, снизилось. Но отдельные авиакомпании при этом продемонстрировали значительный рост — в диапазоне до 200 (!) процентов.
«В числе основных противозаконных практик оказались навязывание дополнительных услуг — автоматическое согласие, подключение СМС-информирования, дополнительный багаж и так далее, — отметил Павлов. — Кроме того, в перечень вошли несоблюдение порядка и сроков исполнения договорных обязательств, невозврат денег за рейс, ограничение возможности бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, превышение сроков рассмотрения претензий, нехватка мест в самолете из-за овербукинга, непредоставление питания и размещения при задержке рейса».
Если смотреть детально, продолжил эксперт, то выяснится, что абсолютными лидерами в получившемся антирейтинге стали авиакомпании «Победа», «ЮТэйр» и «Смартавиа».
«Победа» у нас занимает 13,9 процента в общей массе авиаперевозок, — пояснил Павлов. — При этом ее доля в количестве вынесенных представлений — 24,5 процента. Рост за год — плюс 70 процентов. «ЮТэйр» — 7,1 и 11,2 процента соответственно. «Смартавиа» — 3,5 и 12,2 процента, рост за год — сто процентов!»

И, судя по всему, в этот раз одним публичным порицанием дело не ограничится. По словам Олега Павлова, в обозримом будущем на основе этих данных и данных аналогичных мониторингов в дальнейшем планируется создать глобальный рейтинг недобросовестности авиакомпаний.
«Дело в том, что у нас в федеральный закон 248, который регламентирует деятельность Роспотребнадзора, погружена такая малоиспользуемая мера, как стимулирование к добросовестному поведению и публичная оценка добросовестности, — отметил эксперт. — В свете этого отношение доли компании в общем массиве перевозок к доле в общем массиве правонарушений и вынесенных представлений может стать своеобразным индикатором риска. Превышение этого индикатора над контрольными параметрами, в свою очередь, даст надзорному ведомству право взять и провести масштабную глубокую проверку со всеми вытекающими последствиями — возможно, вплоть до отзыва лицензии».
В общественной палате идею приняли позитивно. По словам Владислава Гриба, такой рейтинг вполне может стать простым и эффективным механизмом контроля — чем лучше ведет себя авиакомпания, тем лучше ее показатели, и наоборот.
Коснулись участники круглого стола и сложности с оформлением билетов.
«Эту практику (требование в обязательном порядке указывать паспортные данные, а у детей — данные свидетельства о рождении) надо отменять, — подчеркнул Владислав Гриб. — На Западе уже давно покупают билеты без паспортных данных. А у нас один раз ошибся — и все. Это же просто издевательство. Тем более уровень компьютерной грамотности у всех разный».
Идею поддержал председатель координационного совета по развитию туризма, индустрии гостеприимства и отдыха Андрей Максимов. По его словам, сегодня фамилии, имени, отчества и даты рождения достаточно, чтобы идентифицировать любого гражданина России. Соответствующий вопрос участники круглого стола решили проработать с силовыми структурами, чтобы заручиться их поддержкой.