«Прыгать мы умеем». Медведева превратила китайцев из роботов в лебедей

«Прыгать мы умеем». Медведева превратила китайцев из роботов в лебедей

Евгения Медведева давно привыкла, что её в любой точке мира просят научить прыжкам, техничным вращениям и артистизму на льду. Но в этот раз всё пошло не по сценарию. Поездка в Китай, где ожидались типичные мастер-классы для детей, неожиданно обернулась погружением в совсем иную философию фигурного катания, с упором не на «тройные», а на плавность скольжения.

В Китае мне неожиданно ответили – нужны не прыжки, вращения, а скольжение. Я думала, сейчас начнут просить прыгать и крутиться, как обычно. А они хотят научиться именно плавности движений, хореографии, тонким линиям на льду. Так что я их учила широте движений и раскрепощённости на льду. Чтобы движение было не куцым, а широким, – цитирует Женю «Чемпионат».

Это было полной противоположностью ожиданиям. Медведева признаёт: стереотип о китайской спортивной школе как месте, где всё строится на сложности и выносливости, дал сбой. Вместо привычного набора техник – работа над широтой и выразительностью движений, над тем, чтобы фигуристы выглядели не механическими роботами, а свободными художниками на льду.

Китай. Жёсткость против изящества

Методы подготовки в Поднебесной действительно славятся своей строгостью. Система централизованная, дисциплина жёсткая. Спортсменов отбирают с раннего детства, тренировки строятся по шаблону: повтор, точность, снова повтор. Прыжки – валюта успеха. Тройной тулуп, каскады, безупречная техника – всё вытачивается до автоматизма.

Однако парадокс в том, что, несмотря на такой фокус на технику, Китай не блистает в женском одиночном катании. Ярких звёзд мало, прорывов ещё меньше. И, возможно, именно это стало причиной поиска новых ориентиров. В какой-то момент китайские тренеры поняли: без артистизма и свободы движения не вырастить настоящую звезду. И обратились к тем, кто умеет соединять технику с искусством. В том числе к Медведевой.

Япония. Прыжок – всё ещё в фаворе

Если Китай сегодня пытается расставить акценты заново, то Япония давно нашла баланс. По словам Евгении, в Стране восходящего солнца, наоборот, просят научить прыгать.

В Японии мне сказали научить детей прыжкам, – поделилась она.

Японская школа – это тонкий коктейль из дисциплины, артистизма и продуманного индивидуального подхода. Там у каждого ребёнка своя программа, своя хореография и свой стиль.

Такие звёзды, как Каори Сакамото, не просто выполняют элементы, а проживают каждую программу. В этом состоит культурная особенность страны, где фигурное катание воспринимается как искусство наравне с театром и балетом.

Благодаря этому подходу японки стабильно держатся в мировом топе. Медали на Олимпиадах, популярность внутри страны, многомиллионные фан-базы – результат кропотливой и точной работы с каждым спортсменом. Там важна не только техника, но и то, как ты выглядишь на льду, как ты чувствуешь музыку и как раскрываешь эмоции.

Сегодня Япония и Китай как два полюса азиатского фигурного катания. Один выстроенный на артистизме и детальной проработке образа. Второй долгое время шёл путём жёсткой школы и технического перфекционизма. Возможно, китайцы открыли для себя новую сторону спорта. Ту, где важно не только то, как высоко ты прыгнул, но и то, как ты проехал по льду. Где кроме баллов важно произвести впечатление. Медведева умеет это делать на все сто.