Продажи российского лечебного энтерального питания выросли на 61%

Продажи российского лечебного энтерального питания выросли на 61%


Российский розничный рынок лечебного энтерального питания (включая онлайн-канал) второй год подряд демонстрирует двухзначные показатели роста. В 1–2 кварталах 2025 г. рублевый объем продаж вырос на 19,3%, а натуральное потребление увеличилось на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж специализированного питания в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с января по июнь текущего года было реализовано 8,1 млн упаковок (более 2 тыс. тонн) анализируемой продукции на сумму 3,4 млрд рублей. (в розничных ценах, включая НДС). Суммарно за весь 2024 г. в рознице было продано 14,8 млн упаковок (3,7 тыс. тонн) на сумму 6 млрд руб.

В данной категории продолжается стремительное развитие e-com сегмента: по отношению к 1–2 кварталах 2024 г. онлайн-продажи энтерального питания увеличились на 36,3% в стоимостном выражении. В традиционных точках спрос также вырос, но динамика существенно ниже — на уровне 11,4%. В анализируемом периоде доля онлайна увеличилась на 3,5 процентных пункта (п.п.) до 35,9% в рублях. Натуральное потребление лечебного питания в сегменте e-com выросло за год на 29,2%; в офлайне рост составил 9,3%, доля интернет-продаж в этот период достигла 28,5%.

По итогам первой половины 2025 г. на рынке насчитывалось 44 бренда лечебного питания, включающих 316 SKU. Свою продукцию в этот период в ритейле представляли 16 компаний, причем свыше 84% расходов покупателей в категории приходится на продукцию представителей первой тройки. Несколько лет на рынке абсолютным лидером выступает компания из Нидерландов «Нутриция» (подразделение «Данон»), на которую приходится более 36,9% рублевого объема рынка. В данной категории у корпорации в отчетный период насчитывалось 10 торговых марок, ключевая из них — Нутридринк, обеспечивающая около 85% натурального объема продаж компании. На втором месте американская «Эбботт», занимающая 32,2% в рублях. Важно отметить, что в натуральном выражении «Эбботт» безусловный лидер (62% в упаковках), тогда как «Нутриция» контролировала лишь 16,5% продаж. Замыкает тройку лидеров французская «Нестле» с долей 15,3% в рублях и 5,9% в упаковках. Заметно различается динамика продаж указанных компаний, «Нутриция» прибавляет за год 19%, что фактически соответствует средним по отрасли темпам развития. Показатели «Эбботт» чуть скромнее, порядка 16%, а хуже всего среди лидеров дела идут у «Нестле», продажи компании за год выросли всего на 9%.

В первой десятке половина рейтинга представлена российскими производителями, однако их доля в общем объеме пока невелика: всего около 12% в натуральном выражении и 9% в стоимостном. Общая рублевая динамика по продукции отечественных производителей зафиксирована на уровне 61% в руб. Наибольший объем продаж среди отечественных игроков фиксируется у «Инфаприм», который занимает 5,8% рынка в руб. Компания представляет на розничном рынке два продукта Нутриэн и Нутриген. Все участники топ-10 в первом полугодии показали уверенный рост, максимальные показатели отмечались у компании «Фармалакт» — за год продажи продукции увеличились в 6,7 раз в рублях и в 9,4 раза в упаковках. В конце прошлого года на рынок также поступил новый специализированный продукт для диетического лечебного питания больных фенилкетонурией от компании «Арт Современные Научные Технологии», и производитель сразу вошел в десятку лидеров.

Среди всех представленных в первом полугодии 2025 г. на розничном рынке брендов, первенство сохраняет Педиашур производства «Эбботт» с ростом продаж в руб. на 16,3%. Вторую позицию сохраняет за собой Нутридринк от «Нутриция» — за год продажи его выросли на 22,2%. Тройку замыкает продукт Альфаре от корпорации «Нестле», по сравнению с январем-июнем 2024 г. отмечается снижение натурального потребления бренда на 3,1%, но рублевая динамика зафиксирована на уровне 6,1%.