Продажи автомобилей в России упали на четверть

Продажи автомобилей в России упали на четверть

В прошлом году в России продали 1,7 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в этом году ожидается существенное снижение показателя. По итогам января — апреля в России во всех сегментах было продано около 400 тысяч автомобилей, что на 27 процентов меньше, чем за четыре месяца прошлого года. При этом спрос на отечественные бренды снижался медленнее, чем на импортные. Сегодня российские автозаводы стараются сохранить объем производства, поэтому в Министерстве промышленности и торговли предлагают поддержать спрос с помощью льготных программ.

Уже решено вернуть программу «Семейный автомобиль». Также ввели дополнительную 40-процентную скидку на автомобили с ручным управлением для участников СВО, получивших ранения. О перспективах развития отрасли в Совете Федерации рассказал замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Дмитрий Чернов.

Проблемный год, непростые решения

В 2012 году в России продали почти три миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в 2024-м — 1,7 миллиона, в этом году легковой рынок оценивается на уровне 1,2 миллиона машин, поделился неутешительными для автопрома прогнозами вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак. Схожую картину обрисовал и член Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Шохин: спад выпуска новых машин, по различным оценкам, в этом году ожидается в пределах 25-40 процентов.

Среди основных причин — высокая кредитная ставка, дефицит бюджетов регионов, из-за чего они закупают меньше техники. Это связано с сокращением федеральных программ обновления общественного транспорта, уточнил сенатор.

«В случае отсутствия каких-то системных решений мы понимаем, что будет долгосрочный спад, а конкурентоспособность российских автопроизводителей упадет на этом рынке», — заметил он.

В Минпромторге ситуацию внимательно отслеживают и стараются адекватно реагировать. По словам Дмитрия Чернова, по итогам января — апреля в стране во всех сегментах было реализовано более 400 тысяч новых автомобилей, что на 27 процентов меньше, чем за четыре месяца прошлого года:

«Но даже в этих условиях наши автозаводы продолжают стараться сохранять объем производства. У нас уже порядка 300 тысяч автомобилей в этом году произведено. Это даже чуть больше, чем в прошлом году».

© Тимур Ханов/ПГ

Поддерживать спрос министерство намерено с помощью льготных программ. В середине мая, например, решено возобновить программу «Семейный автомобиль», отметил представитель Минпромторга.

Также ведомство ввело дополнительную 40-процентную скидку в социальный проект на автомобили с ручным управлением для участников СВО, получивших ранения в зоне боевых действий. При этом продолжает работать льготный лизинг. В целом же льготные продажи за четыре месяца этого года коснулись 55 тысяч автомобилей, предоставлено скидок на 15 миллиардов рублей.

«Из более 40 тысяч проданных по обеим программам автомобилей — наш высоколокализованный бренд Lada, где-то 70-73 процента приходится на этот бренд. Естественно, видим эффект от этих мер. Будем следить за динамикой и будем в случае необходимости что-то корректировать, исходя из возможностей бюджета», — сказал Чернов.

В фокусе внимания Минпромторга также остается собственная компонентная база, без которой невозможно добиться наращивания объемов производства и выполнения требований к локализации.

«Ранее мы определили, что для ритмичного выпуска высоколокализованных автомобилей нам необходимо найти решение по 740 позициям автокомпонентов. Порядка 330 из них мы уже закрыли отечественным производством, по остальным продолжаем работу по локализации. В том числе скорректировали баллы в рамках нашего постановления и учли акцент на сложных технологических операциях», — пояснил чиновник.

Прямые субсидии и высокая локализация

И все же, несмотря на все старания профильного министерства, покупатели оказываются отсечены от финансовых механизмов, которые прежде помогали им купить автомобиль на выгодных условиях, напомнил Сергей Громак. Раньше, по его словам, в среднем 65 процентов автомобилей Lada продавались в кредит.

«А по некоторым моделям, например Lada Vesta, в кредит продавалось 80-85 процентов модельного ряда. Насколько я знаю, даже у китайских коллег, наших конкурентов на российском рынке, 70-80 процентов автомобилей продавалось в кредит», — добавил вице-президент автоконцерна.

По его словам, на спрос влияют и большие проценты по вкладам:

«Гражданин сегодня десять раз подумает, брать ли на себя сверхобременительный кредит, по которому будет отдавать ежемесячно огромные деньги, либо просто положить свои деньги на депозит вместо покупки автомобиля».

© Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

Поддержать автопром в такой ситуации поможет продолжение финансирования государством льготного автокредитования и льготного лизинга.

«Но также, наверное, я тут не открою секрет: мы обсуждаем с Минпромторгом и различные новые форматы мер поддержки спроса. Как один из вариантов — прямые субсидии автопроизводителям, которые будут транслироваться в скидки для покупателей. То есть, по сути, мы убираем в этом случае звено банков. Ведь банки — это высокий процент. Субсидии же предоставляются автопроизводителю, а тот напрямую эти деньги транслирует в скидку покупателю без завышенного кредитного процента», — поделился планами Сергей Громак.

Стоит, по его словам, подумать и над программой утилизации. «У нас огромный вторичный рынок, огромное количество автохлама. Разумно возобновить программу, которая работала раньше, если не ошибаюсь, в 2016 году. Когда пригоняешь свой старый автомобиль, получаешь определенную скидку у дилера и покупаешь новый», — предложил вице-президент компании.

При этом, по его мнению, необходимо сохранить курс на локализацию, «иначе вернемся к 2022 году». Для этого нужно выдерживать в отрасли единые высокие требования и сохранять увязку господдержки с уровнем локализации.

«Чем больше ты инвестировал в локализацию, тем больше мер господдержки ты получаешь», — резюмировал Громак.