Покупателям добавили способы вернуть деньги за навязанные допуслуги

Покупателям добавили способы вернуть деньги за навязанные допуслуги

До первого сентября у продавцов есть возможность устранить со своих электронных площадок функцию автоматической продажи дополнительных услуг. Согласно вступающим в силу изменениям в Законе «О защите прав потребителя», те, кто не поменяют настройки своих продаж, будут обязаны по требованию покупателя вернуть деньги в течении трех дней или заплатить штраф и судебные издержки. Насколько это действительно поможет потребителям в защите своих прав — выясняла редакция SPRESS.

Защита слабого

В интернет-отношениях между продавцом и покупателем последний всегда слабая сторона: не может диктовать свои условия и может лишь принимать либо отклонять предложения о покупке. Этим часто пользуются при продаже основного товара или услуги. Например, в чеке на оплату авиа и ж/д билетов, кредита автоматически проставляются галочки согласия на покупку страховки. «Нередко потребителя ставят в условия, в которых ему приходится соглашаться на получение дополнительных услуг. Например, применяют скидку, которая действует только при оплате дополнительных услуг, вследствие чего потребителю невыгодно от них отказываться», — указывает юрист, представитель Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России Мария Верховская.

Поэтому запрет обуславливать приобретение одних товаров или услуг другими был в законе о защите прав потребителей всегда, отмечает юрист, директор юридической компании Юрий Александров. Чаще всего такой запрет применялся к навязанным страховкам по кредитам и различным дополнительным услугам при приобретении автомобилей.

Этого оказалось недостаточным. «Только в 2024 году было выявлено 4132 таких нарушения, а за первые шесть месяцев 2025 года — 2104 нарушения», — сообщили в Роспотребнадзоре «Парламентской газете». Большинство нарушений приходится на сферы ЖКХ, финансовых услуг и страхования.

В апреле этого года в Закон «О защите прав потребителей» внесли поправку, которая еще более конкретизирует запрет и устанавливает процедуру возврата денег за навязанные дополнительные услуги. «Эти изменения касаются продавцов, владельцев агрегаторов и исполнителей, которым запрещается: проставлять автоматические отметки о согласии, выражать согласие за потребителя в любом другом виде, создавать условия, предполагающие изначальное согласие на покупку дополнительных товаров, работ и услуг», — пояснили «Парламентской газете» в Роспотребнадзоре.

Как применить свое право

Когда изменения вступят в силу, клиент сможет требовать вернуть ему деньги за дополнительные услуги. «Если согласие на покупку дополнительного товара не было получено или оно было навязано, продавец обязан вернуть деньги в течение 3 календарных дней с момента предъявления письменного требования потребителя», — указали в Роспотребнадзоре.

На практике это означает, что когда потребитель понимает, что услуга или товар ему навязаны, то можно отказаться от них и вернуть деньги. «Если, к примеру, продавец (сервисы доставки, операторы связи и различные онлайн-сервисы) не убрал галочку о дополнительных услугах, а покупатель не заметил и уже оплатил навязанную услугу, тогда он может требовать возврата ранее уплаченных средств. Для этого ему необходимо обратиться к продавцу, а продавец обязан в течение трех рабочих дней с момента получения такого требования вернуть уплаченную сумму», — описала порядок действий покупателя кандидат юридических наук доцент Финансового университета при Правительстве РФ Анна Бердникова.

Если продавец откажется вернуть деньги, то покупатель сможет обратиться с заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора или подать иск в суд, уточнили в Роспотребнадзоре. «Это, конечно, упростит потребителям получение денег и позволит дополнительно взыскивать проценты за неосновательное пользование денежными средствами», — отметили в Международной Конфедерации защиты прав потребителей (КОНФОП).

Так, в судебном иске можно потребовать взыскать с нерадивого продавца и стоимость такой навязанной услуги или товара, и неустойку за каждый день ожидания в размере трех процентов от стоимости такой услуги, и штраф в размере половины от суммы удовлетворенного иска, и компенсацию морального вреда, и расходы на юриста, описал Александров.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Так как с первого сентября именно продавцам придется доказать, что клиент добровольно согласился приобрести у них дополнительные товары или услуги, то теперь продавцы обязаны уведомлять потребителя о таких услугах и заключать с ними отдельное соглашение. «Потребитель должен видеть, на что дает свое согласие и на оказание какой дополнительной услуги он подписывает дополнительный документ. Это позволит обеспечить свободу выбора покупателей и защитить их от недобросовестных продавцов и навязывания дополнительных услуг», — считает Анна Бердникова.

Применять закон, повысить штраф

Сейчас для тех, кто навязывает дополнительные услуги своим клиентам или собирает автоматические отметки о согласии с потребителей, предусмотрены штрафы: для должностных лиц — от 2 до 4 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей.

Как показала практика, такое наказание не способствует уменьшению числа правонарушений, отмечает Мария Верховская. По ее словам, некоторые компании умышленно нарушают требования законодательства, считая штрафы несущественными. «Для повышения эффективности возможно также рассмотреть ужесточение санкции, обязать информировать потребителя о правах при покупке, ввести стандарты контроля для агрегаторов и маркетплейсов», — предложил юрист по банкротству Александр Козлов.

Однако в вопросе ужесточения наказания продавцов пока нет согласия среди экспертов. «В законодательстве инструментов достаточно. Дальше все зависит от потребителя. Можно принять сотни хороших законов, но если ни потребители, ни продавцы их не знают и (или) их не используют, то ситуация не меняется», — указали в КОНФОП.