Подчинился закону: почему Telegram решил «приземлиться» в России

Подчинился закону: почему Telegram решил «приземлиться» в России

Руководство мессенджера Telegram занялось открытием представительства в России, процесс находится в стадии согласования, следует из данных, размещенных на сайте Роскомнадзора. Неизвестно, почему спустя три года компания решила выполнить требования закона «о приземлении» — испугалась блокировки или конкуренции с национальным мессенджером МАХ. Но только завести личный кабинет и открыть представительство в нашей стране — этого недостаточно. Нужно на постоянной основе взаимодействовать с властями, безопасно хранить данные и удалять запрещенный контент, объяснили «Парламентской газете» эксперты.

Промежуточное положение

В перечне иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории РФ, который ведет Роскомнадзор, изменился статус платформы Telegram. В карточке указано, что открытие представительства в России находится в «стадии согласования». Два других положенных по закону пункта — регистрация личного кабинета на сайте РКН и размещение на информационном ресурсе электронной формы — уже исполнены.

Таким образом, Telegram в ближайшее время может стать одной из немногих иностранных платформ, полностью выполнивших требование российского закона «о приземлении». Кстати, в карточках других компаний указаны лишь два статуса — «исполнено» или «не исполнено», без промежуточного варианта. Комментариев от руководства мессенджера, основателем которого является россиянин Павел Дуров, не поступало, а в Роскомнадзоре посоветовали обращаться именно туда.

Закон «о приземлении» IT-гигантов с суточной аудиторией в России больше 500 тысяч пользователей вступил в силу с начала 2022 года. По нему 26 зарубежных информационных ресурсов должны открыть в нашей стране филиал или официальное представительство в форме юрлица, зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и создать удобную форму обратной связи с пользователями.

В перечне есть как заблокированные в России платформы — Viber, Twitter, Discord и другие, так и вполне дружественные, например, китайский торговый гигант Aliexpress, который одним из первых сделал все как полагается. А вот проекты из запрещенной в РФ Meta — Facebook*, Instagram* и WhatsApp* — из перечня вовсе исключили.

Это только первый шаг

Telegram активно используют, то есть заходят туда хотя бы раз в месяц, 74 процента россиян. Это совсем немногим меньше, чем у сохраняющего лидерство WhatsApp*. При этом 55 процентов россиян пользуются Telegram каждый день. За последние два года доля пользователей мессенджера из России выросла на четверть, следует из данных Mediascope.

В среднем россияне в первом квартале 2025 года проводили в Telegram 47 минут в день — на три минуты больше, чем в том же периоде 2024 года. На площадку приходится 9 процентов всего времени интернет-потребления россиян.

Решение руководства Telegram исполнять российский закон приветствовал глава IT-комитета Госдумы Сергей Боярский. «Причины, по которым они решили это сделать, я знаю, но посмотрим, насколько они будут последовательны в исполнении других требований российского законодательства — в части локализации данных российских пользователей на территории нашей страны и удаления запрещенного контента», — сказал депутат «Парламентской газете».

Сергей Боярский.
© Владислав Тарасов/Пресс-служба Совета Федерации

Российские законы предъявляют одинаковые требования ко всем цифровым платформам, вне зависимости от их происхождения, подчеркнул Боярский.

А что МАХ?

Очевидно, что при такой популярности Telegram имеет большую долю на рынке интернет-рекламы, а легализация поможет платформе не потерять ее, особенно в свете новых ограничений для российских блогеров и компаний. Те из них, что не войдут в реестр Роскомнадзора, лишатся легальной возможности размещать рекламу в соцсетях и мессенджерах.

С недавних пор в России появился свой национальный мессенджер — 12 июля кабмин утвердил ответственным за его развитие компанию «Коммуникационная платформа», дочернюю структуру холдинга VK, разработавшую мессенджер MAX. И хотя наше приложение только начинает свой путь со скромной аудиторией два миллиона пользователей, эксперты не исключают конкуренции в будущем. Конечно, блокировка Telegram и WhatsApp* заметно бы помогла отечественному продукту, но пока, кажется, этого не предвидится.

Сергей Боярский ранее говорил, что MAX создают не вместо, а в дополнение к зарубежным аналогам, и в разговоре с «Парламентской газетой» 17 июля подтвердил: планов блокировать другие мессенджеры нет.


*Принадлежат запрещенной в России компании Meta