Почти 1,5 млрд рублей в месяц тратили россияне на покупку антидепрессантов в начале года

Почти 1,5 млрд рублей в месяц тратили россияне на покупку антидепрессантов в начале года


С января по апрель 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели антидепрессантов на сумму свыше 5,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), что на 36% больше показателей аналогичного периода прошлого года. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma по итогам четырех месяцев было реализовано более 7 млн упаковок препаратов группы N06A (антидепрессанты и стабилизаторы настроения) — за год продажи выросли в упаковках на 21%. Суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено свыше 19 млн упаковок антидепрессантов на сумму 14,4 млрд руб. Тренд на повышение спроса в категории наблюдаются несколько лет подряд, по отношению к 2023 г.: продажи увеличились на 20,2% в натуральном выражении и на 35,9% в денежном эквиваленте.

Спрос на антидепрессанты в течение года сохраняется примерно на одном уровне, однако периодически отмечаются всплески продаж. В минувшем году такие пики наблюдались весной и осенью, однако максимальные показатели зафиксированы в декабре — за месяц население приобрело 1,9 млн упаковок на сумму 1,5 млрд руб., что на 39% превысило расходы на данные лекарства в декабре 2023 г., а натуральное потребление за этот период увеличилось на 23%. Впрочем, в апреле текущего года расходы превысили декабрьские (1,6 млрд руб.). По отношению к апрелю 2024 г. продажи антидепрессантов возросли на 36,5% в рублях и на 21,6% в упаковках.

По итогам первых четырех месяцев 2025 г. в ритейле было представлено 79 торговых марок. Почти 25% расходов в данной группе обеспечивали препараты с МНН эсциталопрам, в т.ч. абсолютный лидер в категории — Ципралекс от датской компании «Х.Лундбек» (доля в руб. 11%). Вторую позицию сохраняет за собой итальянский продукт Триттико, компании «Анжелини» (10,2%). Замыкает первую тройку в рейтинге Велаксин от «Эгис» (входит в «Сервье»), обеспечивая 8,9% стоимостных продаж.

Все участники первой десятки брендов в анализируемом периоде демонстрировали двухзначные показатели роста как рублевого, так и натурального объема продаж. Максимальная динамика фиксировалась для препарата Дулоксента («КРКА») — за год расходы на данный бренд увеличились на 70%, при этом натуральное потребление выросло на 44%. Также можно выделить торговую марку Венлафаксин, продажами которой в анализируемый период занимались три производителя, по отношению к январю-апрелю 2024 г. совокупная динамика марки фиксировалась на уровне +60,9% в руб. и +32,4% в упак. Еще один препарат, заслуживающий внимания — Золофт американской компании «Виатрис». После временных перебоев с поставками в 2022–2023 годах доступность препарата восстановилась, и в 2024 г. объемы продаж Золофта по сравнению с предыдущим годом увеличились практически в 4 раза как в рублях, так и в упаковках. По итогам четырех месяцев текущего года динамика фиксировалась на уровне +59,2% в денежном выражении и +41,6% в натуральном.

Интересно, что в отношении антидепрессантов высокий спрос на оригинальные препараты сохраняется даже при наличии на рынке большого количества прямых аналогов российского и зарубежного производства. Например, в рамках МНН эсциталопрам помимо Ципралекса представлено еще 9 продуктов, по флувоксамину ассортимент дженериков представлен 8 производителями, а сертралин помимо «Виатрис» реализуют 7 компаний.