Средний тариф на передачу электроэнергии для населения в 53 регионах превысит общероссийский предельный уровень в 11,6 процента, который зафиксирован в прогнозе социально-экономического развития страны. Это связано с накопленными регуляторными долгами сетевых компаний, так как в предыдущие годы практиковались заморозки тарифов, которые для населения устанавливаются на экономически не обоснованном уровне. Общий объем «недоплаты» населения составляет на сегодня 200 миллиардов рублей, считают в Центре исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ. Решением проблемного вопроса стало заключение регионами регуляторных соглашений, в которых индексация тарифных ставок прописывается сверх прогноза социально-экономического развития. В конце 2024 года ФАС согласовала 24 таких заявления, пояснили нашему изданию в антимонопольном ведомстве. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Выше прогнозируемого
Ежегодно ФАС устанавливает предельные — минимальные и максимальные — уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, основываясь на параметрах прогноза социально-экономического развития России. Однако больше половины регионов так или иначе используют механизмы, которые увеличивают тарифы сверх прописанного в прогнозе ограничения. На этот год, к примеру, это 11,6 процента. Показатель указывает на средний отраслевой уровень, который не учитывает заключенные регуляторные соглашения и иные способы повышения тарифов сверх этого уровня, отметил в беседе с «Парламентской газетой» директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим.
«Прежде всего, это связано с накопленным регуляторным долгом сетевых компаний, потому что в предыдущие годы практиковались и заморозки тарифов, и принцип «инфляция плюс», — уточнил эксперт. — Также следует учитывать фактор роста электропотребления населением быстрее прочих потребителей. А как мы знаем, тарифы для населения не устанавливаются на экономически обоснованном уровне — за них доплачивает бизнес».
Соответственно, того роста потребления, которое есть у прочих потребителей, уже не хватает для того, чтобы учесть полностью объем недоплаты населения. Сегодня дополнительная сумма, которая не учитывается в тарифах, достигла почти 200 миллиардов рублей, напомнил Сергей Сасим. По его словам, в различных регионах наблюдается поиск решения, «как это вернуть»: «Этот поиск, этот поиск, скажем так, закончился тем, что регионы начали заключать регуляторные соглашения, в которых прописывают индексацию тарифных ставок сверх прогноза социально-экономического развития. По этой причине в ряде регионов они были превышены».
А кроме того, есть необходимость реализации масштабных инвестиционных программ. В большинстве регионов сегодня наблюдается недостаток инвестиционного ресурса электросетевого комплекса. Поэтому для того, чтобы обеспечить своевременную модернизацию электросетевого хозяйства, требуется превышение среднеотраслевого уровня, который указан в прогнозе.
«Это, собственно, не то чтобы какая-то уникальная для этого года ситуация, это происходит каждый год, — заметил Сергей Сасим. — И механизм превышения предельных уровней тарифов тоже существует. Он реализуется по согласованию с ФАС. То есть федеральный контроль присутствует: он следит за тем, чтобы эти повышения были эффективными, то есть рост объемов средств направлялся на модернизацию предприятий».
Вместе с тем тот факт, что такое большое количество регионов прибегает к этому механизму, свидетельствует о необходимости пересмотреть логику установления предельных ограничений, убежден директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ: «Потому что, если они так часто превышаются, наверное, сами эти предельные ограничения не учитывают реальных обстоятельств функционирования электроэнергетического комплекса».

Назревшая необходимость
В соответствии с действующим законодательством при установлении предельных уровней ФАС также учитывает параметры соглашений об осуществлении регулируемых видов деятельности в тех регионах, где они заключены.
«По состоянию на 2025 год заключены и действуют соглашения об осуществлении регулируемых видов деятельности в 22 субъектах, — пояснили нашему изданию в пресс-службе антимонопольного ведомства. — Кроме того, регион может установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии выше предельных уровней тарифов при условии наличия соответствующего заявления главы региона и согласования ФАС России».
В конце 2024 года ведомство согласовало 24 таких заявления. По данным Федеральной антимонопольной службы, превышение предельных уровней регионы обосновывают необходимостью реализации инвестиционных проектов, повышением надежности электроснабжения.
При этом собеседник «Парламентской газеты» обратил внимание, что тариф на услуги по передаче «это лишь одна из составляющих конечной цены на электрическую энергию для потребителей».
С тем, что за сдерживание тарифов по основаниям неэкономического свойства приходится рано или поздно расплачиваться, согласен и первый зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
«Наступает время, когда приходится тариф делать, скажем так, несколько выше, чем в других регионах. И это связано в том числе с ростом цен на энергоресурсы, к примеру, на газ. Ведь долгое время тарифы на газ тоже сдерживались — при инфляции 7,8 процента рост был не более 2 процентов. И сегодня мы вынуждены повышать тарифы на газ выше инфляции», — обрисовал депутат ситуацию в ТЭК.
При этом Завальный обратил внимание, что 55 процентов электроэнергии в нашей стране вырабатывается именно на природном газе.