При участии производственных мощностей и научных кадров Томского промышленного кластера в России будет создан новый рынок полностью автономных машин для сельского хозяйства, коммунальных служб, грузоперевозок и других отраслей. К 2035 году участники кластера должны занять до 30 процентов внутреннего рынка в конкретных своих нишах и создать значимое присутствие на рынках дружественных стран. Уровень локализации ключевых продуктов, например беспилотного трактора, должен вырасти до 80 процентов. Государство со своей стороны простимулирует спрос и внедрение беспилотных решений в различных отраслях. О перспективах создания конкурентоспособных инновационных продуктов в Совете Федерации рассказал министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
С преференциями вопрос решен
В октябре завершается выполнение дорожной карты, которую ранее утвердила межведомственная рабочая группа по промышленному кластеру электроники и беспилотных технологий на территории Томской области, где, помимо профильных министерств, принимает участие и Совет Федерации. По словам Алиханова, большинство запланированных мероприятий уже реализовано: «Создана юридическая обвязка, проведена аккредитация, решен вопрос с территорией и преференциями, есть понимание, как обеспечить этот кластер кадрами, в качестве общесистемной меры были доработаны требования постановления Правительства, которое определяет рамки регулирования промышленных кластеров».
Благодаря скорректированной регуляторике в кластерах теперь могут участвовать в том числе и образовательные, и научные организации. У каждого кластера появляется конкретная программа развития, наполненная конкретными мероприятиями.
«С учетом новых требований были заключены соглашения о создании томского кластера и утверждена программа его развития, — напомнил министр промышленности и торговли. — Теперь у нас есть полноценный стратегический документ с целями, задачами, показателями, проектами и сроками их реализации. На сегодня у нас в кластер вошло 13 организаций, в том числе Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, научно-производственный Центр беспилотных авиасистем, а также дочернее предприятие Газпрома».

По словам Алиханова, пока в рамках кластера реализуется шесть проектов по производству беспилотного трактора «Когнитив-пилот», лидаров — лазерных приборов для определения расстояния до поверхности объекта — и различных систем беспроводной связи.
Государство поддержит спрос и предложение
Также по решению межведомственной рабочей группы проработана концепция кадрового обеспечения кластера, утверждены дорожные карты по подготовке рабочих инженеров. Для этого производитель электроники «Микран» и Томский госуниверситет заключили соглашение о целевом обучении, а в Минобрнауки подготовили проект создания на базе этого вуза учебного научно-исследовательского центра. Таким образом, основные институциональные условия для дальнейшего развития кластера уже созданы, резюмировал Антон Алиханов.
Что касается следующих шагов, добавил он, то рабочая группа «ставит перед собой амбициозные цели»: к 2035 году участники кластера должны занять до 30 процентов внутреннего рынка в конкретных своих нишах и создать значимое присутствие на рынках дружественных стран. Уровень локализации ключевых продуктов, например беспилотного трактора, должен вырасти до 80 процентов.
«По сути, мы будем создавать новый рынок полностью автономных машин для сельского хозяйства, коммунальных служб, грузоперевозок и других отраслей, — подчеркнул глава Минпромторга. — На стартовом этапе государство берет на себя задачу поддержать бизнес и продемонстрировать, что новая технология может иметь экономический эффект».
При развертывании серийного производства в 2028 году и в последующие годы основным инструментом поддержки участников кластера станут льготные займы по линии Фонда развития промышленности, а условием — разделение расходов и рисков между государственными компаниями и серьезными встречными обязательствами бизнеса по локализации выпускаемой продукции.
Научный потенциал это позволяет
Создание томского кластера, по мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, отвечает амбициозным задачам, стоящим перед нашей страной. Необходимо создавать продукцию, которая не имеет аналогов в мире, считает она: «Хватит нам импортозамещением заниматься, догонять кого-то, это бесперспективный путь».
«И хорошо, что это в Томской области. Во-первых, регион имеет уникальный научный, образовательный, промышленный и кадровый потенциал. Во-вторых, опытная региональная команда, другому и деньги даешь, а толку нет. А здесь они схватились за эту идею, и это будет огромная польза для страны, даст мощный толчок развитию Томской области в целом», — отметила спикер палаты регионов.

По мнению Матвиенко, организация в каждом регионе подобных точек роста поспособствует равномерному развитию всех субъектов.