Обучать созданию, обслуживанию, управлению и программированию БПЛА в России предложили со школьной скамьи. По словам участников круглого стола на тему «Подготовка кадров для беспилотных авиационных систем: актуальные проблемы нормативно-правового регулирования», это позволит сформировать единую экосистему, в которую будут входить образовательные организации разных уровней, предприятия, которые используют или планируют использовать БПЛА в своей основной деятельности, а также научное сообщество. редакция SPRESS рассказывает подробности.
От летных полигонов до «прикладных» сценариев
Как отметил в ходе круглого стола 25 ноября член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко, несмотря на то что сфера беспилотных технологий в России развивается в рамках отдельного и крайне важного нацпроекта, проблем в ней все равно хватает. И прежде всего они лежат в области нормативно-правового регулирования.
«В частности, есть сложности с регулированием практической подготовки — летной практики, которая является одной из важнейших составляющих обучения, — подчеркнул Кравченко. — Действующие требования Воздушного кодекса зачастую существенно усложняют организацию учебного процесса, и, чтобы это ограничение снять, уместно поднять вопрос о создании специальных летных полигонов или выделении обособленных воздушных коридоров для тренировки операторов».
Второй важный момент — проблемы лицензирования и аккредитации учебных программ и их отставание от технических реалий, которые в наши дни развиваются стремительными темпами. Кроме того, свои ограничения накладывает отсутствие государственных и профессиональных стандартов по новым специальностям, связанным с эксплуатацией, техническим обслуживанием и программированием БПЛА.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Елена Мирюгина в свою очередь подчеркнула, что работа ведется, и активно: в частности, путем создания на Государственной информационной системе промышленности специализированных сценариев, которые формируются на основе запросов представителей отрасли. В этом году, подчеркнула Мирюгина, разработка сценариев движется опережающими темпами, чему в немалой степени поспособствовало выделение дополнительных средств из резервного фонда.
«В частности, речь идет о сценариях мониторинга ЛЭП, водных объектов, лесов, патрулирования площадных территорий и так далее, — уточнила представитель Минобрнауки. — Да, пока большинство сценариев так или иначе основано на мониторинговых функциях БПЛА, но в следующем году мы эту работу продолжим и задействуем новые функции и направления».
«Нормативная база оторвана от реальности»
Еще одна первостепенная задача — создание в России единой обучающей экосистемы, в которую, помимо непосредственно учебных организаций, были бы вовлечены промышленные предприятия, а также представители научного сообщества. Само же обучение при этом предлагают начинать буквально со школьной скамьи. Подобные примеры, отметила в ходе круглого стола директор Федерального технопарка профессионального образования «Калуга» Маргарита Скворцова, уже есть: так, например, в стране проводится серия всероссийских турниров по беспилотным авиационным системам «Новая высота», к участию в которой приглашают в том числе школьников с 5-го по 11-й класс.
«В качестве дальнейших мер по совершенствованию системы обучения следует усилить работу со школами и колледжами, в том числе с привлечением потенциальных будущих работодателей, — подчеркнула Скворцова. — А также сосредоточиться на популяризации этого направления и расширении вариативности учебных программ с особым упором на навыки конструирования. Потому что сегодня оператор дрона — это не просто специалист, который управляет устройством, а многозадачный работник, способный его и отремонтировать, и модернизировать, и вообще выполнять целый пул разнообразных функций».
Также эксперты отметили «некоторую оторванность» существующей законодательной базы от реальных потребностей отрасли. Так, по словам начальника штаба летной дирекции ООО «БАС» Евгении Чигарьковой, если в категории беспилотников до 30 килограммов все еще более или менее понятно, то вот от 30 и свыше уже начинаются сложности и вопросы. Так, до сих пор не установлены единые требования к свидетельству внешнего пилота, которое должно выдаваться по результатам обучения в профильной организации, нет единого перечня вопросов для тестирования кандидатов на эту должность, а также требований к тренажерам, на которых они должны обучаться. В настоящий момент законодательные акты, которые будут регламентировать эти аспекты, находятся в разработке, и профессиональное сообщество выражает надежду на то, что их удастся принять как можно быстрее.
В заключение встречи участники круглого стола договорились продолжить совместную работу по наиболее острым и проблемным вопросам.
