Ежегодно 24 октября отмечается День Организации Объединенных Наций, который приурочен к годовщине вступления в силу ее Устава в 1945 году. Сегодня ООН критикуют многие за неспособность в полном объеме решать стоящие перед ней задачи. Несомненно, реформы, которые позволили бы адаптировать ее деятельность в соответствии с современными реалиями, назрели. В ответ на системный кризис генеральный секретарь Антониу Гутерреш выступил с инициативой «ООН-80», направленной на повышение эффективности организации и внесение структурных изменений в ее работу, в том числе за счет сокращения расходов. О том, как создавалась и эволюционировала ООН, а также с какими вызовами она сталкивается на нынешнем этапе — в материале «Парламентской газеты».
История создания
ООН возникла из огня и пепла Второй мировой войны, самой ужасной и разрушительной в истории человечества. Основным предназначением организации виделось именно предотвращение новых вооруженных конфликтов и поддержание мира и безопасности на планете.
Сам термин «Объединенные Нации» в январе 1942 года предложил американский президент Франклин Рузвельт. Тогда же делегации 26 стран антигитлеровской коалиции подписали одноименную декларацию. В октябре 1943 года представители СССР, США, Великобритании и Китая выработали в Москве документ, в котором намечались основные принципы создания ООН. Непосредственные основы будущей организации были заложены на международной конференции в особняке Думбартон-Окс в пригороде Вашингтона в августе-октябре 1944 года — советская, американская, британская и китайская стороны договорились о целях, структурах и функциях всемирной организации.
26 июня 1945 года в Сан-Франциско уже 50 государств подписали Устав ООН (Польша, не представленная на конференции, сделала это позднее, став 51-м государством-основателем). А 24 октября того же года документ вступил в силу, с чего начался отсчет официального существования Организации Объединенных Наций. Так был заложен базис международных отношений на многие годы вперед.
Учредительный устав, в который трижды вносились поправки в 1963, 1965 и 1973 годах, определяет миссию и работу ООН. В первой статье указанного документа обозначены основные цели организации: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и быть центром для согласования действий наций.
Документ закрепляет также базовые принципы мироустройства, среди которых, в частности, значатся суверенное равенство всех государств — членов ООН и невмешательство во внутренние дела.
Структура ООН
Для достижения указанных выше целей в соответствии с Уставом в ООН были созданы шесть главных органов, в том числе Генеральная Ассамблея, Международный суд и секретариат.
Главная ответственность за поддержание мира возложена на Совет Безопасности, состоящий из 15 (до 1963 года — 11) членов — пяти постоянных (Россия, Китай, Великобритания, США, Франция) с правом вето и 10 непостоянных, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Орган играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. В соответствии с главой VII Устава Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры варьируются от экономических санкций до международных военных действий. Совет также учреждает операции Организации Объединенный Наций по поддержанию мира и специальные политические миссии.
Помимо главных органов, в систему ООН входят также более 30 связанных с ней организаций: различные программы, фонды и специализированные учреждения. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Так, среди наиболее известных можно, например, выделить Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк.
На страже мира
Главная заслуга ООН заключается в том, что удалось избежать новой мировой войны, считает руководитель экспертного совета по геополитике института «Справедливый мир» Владимир Грачев, более 20 лет проработавший в различных ооновских структурах. По словам собеседника нашего издания, мир спокойным за это время не был, но свою основную функцию — предотвращение глобальной катастрофы — ООН выполнила.
С такой оценкой согласен и Сергей Орджоникидзе, советский и российский дипломат, который в 2002-2011 годах занимал пост заместителя генерального секретаря ООН, генерального директора отделения ООН в Женеве. «Организация сыграла решающую роль в деле поддержания международного мира и безопасности. За прошедшие годы наша планета столкнулась со множеством региональных конфликтов, но ООН удалось не допустить их перерастания в более серьезную конфронтацию на мировом уровне», — рассказал эксперт нашему изданию.
Благодаря усилиям организации был заключен ряд важных международных документов, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Мощным инструментом в арсенале ООН были и остаются операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой Совета Безопасности. Среди прочего организация внесла также существенный вклад в дело борьбы с бедностью, установила стандарты в области прав человека, содействовала социально-экономическому развитию многих государств.
По мнению Сергея Орджоникидзе, достижения ООН в самых различных областях были во многом возможны в условиях, когда отношения между постоянными членами Совета Безопасности, прежде всего между Москвой и Вашингтоном, носили взвешенный характер. «Это касалось подготовки и заключения обязывающих международно-правовых соглашений в самых различных областях деятельности государства и человека, начиная от морского дна и заканчивая космосом», — резюмировал собеседник «Парламентской газеты».
Контроль через кадры
Распад СССР знаменовал собой серьезные изменения на международной геополитической карте. Мир из биполярного, а ООН сформировалась именно в период блокового мышления, превратился в однополярный. В этот период у США, примерявших на себя роль мирового жандарма, оказались полностью развязаны руки. Ради достижения своих целей Вашингтону можно было не особо считаться с ООН.
Так, 24 марта 1999 года НАТО без мандата Совета Безопасности начала воздушно-наступательную операцию против Союзной Республики Югославия. При этом интервенция в суверенную страну была — не в первый и не в последний раз — оправдана якобы гуманитарными целями.
Без какой-либо оглядки на ООН коллективный Запад активно прибегал и продолжает прибегать к односторонним санкциям. Однако, пожалуй, мало кто знает, что, согласно Уставу Организации Объединенных Наций, принудительные меры (термин «санкции» в учредительном документе отсутствует) может принимать только Совет Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Вспоминают ли об этой международно-правовой норме в Вашингтоне или Брюсселе — вопрос скорее риторический. Таких юридических «мелочей» на Западе, когда это им выгодно, предпочитают просто не замечать.
Впрочем, санкции — это еще не конец истории. После развала СССР на Западе стали готовить почву для установления контроля над самой ООН, сделав ставку на свои кадры в аппарате и секретариате организации. В итоге следствием сложившегося доминирования представителей западных стран на ключевых постах стала определенная предвзятость организации.
«Если в секретариате ООН на руководящих должностях доминируют представители западного мира, что тогда можно ожидать от самой организации?» — задается вопросом Владимир Грачев.
По его словам, такой дисбаланс во многом определяет ангажированную позицию ООН по целому ряду международных проблем, включая нынешнюю ситуацию вокруг Украины. При этом Россия неоднократно обращала внимание на необходимость справедливого распределения высших политических постов в организации по географическому признаку, но безрезультатно.
Юбилей с ворохом проблем
ООН в год своего 80-летия сталкивается с существенными трудностями. Среди них — внутренние проблемы, связанные в том числе с недостатком финансирования организации на фоне сокращения взносов от США и других государств. Так, задолженность стран — членов ООН по прогнозам к концу 2025 года составит 5,1 миллиарда долларов США. Недостаток средств негативно сказывается на текущей деятельности всемирной организации, существенно страдает, например, сфера гуманитарной помощи. Стоит также вопрос о необходимости упразднения дублирующих структур и программ в системе ООН, а также сокращения персонала.
Выдвинутая Антониу Гутеррешем инициатива «ООН-80» предполагает повышение внутренней эффективности организации, в том числе за счет сокращения бюрократии и переноса функций в регионы с более низкими издержками. Предлагается также пересмотреть определяющие деятельность секретариата мандаты, многие из которых за минувшие годы дублируются или устарели. Кроме того, выдвигаются предложения о проведении структурных изменений в архитектуре организации.
Реформирование всемирной организации в контексте инициативы «ООН-80» глава МИД России Сергей Лавров обсудил непосредственно с Антониу Гутеррешем 25 сентября в Нью-Йорке «на полях» недели высокого уровня 80-й сессии Генассамблеи. Как сообщает пресс-служба российского внешнеполитического ведомства, министр акцентировал внимание на том, что преобразования должны носить выверенный характер, обеспечивать сохранение институциональных основ организации и «разделения труда» между ее главными органами, осуществляться под строгим контролем государств-членов и пользоваться их максимально широкой поддержкой.
Среди наиболее важных вопросов на повестке дня и реформа Совета Безопасности. При поддержке коллективного Запада на места постоянных членов, опираясь на свои финансовые взносы в бюджет организации, активно претендуют Германия и Япония. Россия же поддерживает включение в совет стран Азии, Африки и Латинской Америки. Среди потенциальных кандидатов — Индия, Бразилия, ЮАР.
«ООН за прошедшие годы так и не адаптировалась к меняющемуся миру и современным условиям», — констатировал Владимир Грачев.
По его словам, мир возвращается к многополярному устройству, развиваются новые объединения, такие как БРИКС и ШОС, растет влияние азиатских, африканских и латиноамериканских стран. Эти изменения должны быть отражены в деятельности ООН, уверен собеседник «Парламентской газеты». В вопросе реформирования Совета Безопасности во главу угла, полагает эксперт, следует ставить географический и демографический признаки, а не продвигаемый Западом принцип «кто больше платит, тот и войдет в состав».
Тем не менее, по мнению Сергея Орджоникидзе, несмотря на все имеющиеся проблемы, ООН остается уникальной площадкой, где государства могут согласовать свои действия по самым различным вопросам.
«Другой такой организации нет, и создать подобную всемирную структуру в обозримом будущем не удастся», — подчеркнул эксперт.
