Новые правила для маркетплейсов: что будет с ценами, какие товары попадут под запрет

Новые правила для маркетплейсов: что будет с ценами, какие товары попадут под запрет

Кабмин установит требования к отображению цен товаров в интернет-магазинах, покупателей защитят от скрытых накруток и навязывания дополнительных услуг, а за нарушения цифровым площадкам будут грозить крупные штрафы. Пакет законопроектов о платформенной экономике Правительство внесло в Госдуму 3 июля. В первом чтении документ могут рассмотреть уже этим летом, а окончательно принять — до конца 2025 года, узнала редакция SPRESS. Рассказываем, по каким правилам будут работать маркетплейсы и агрегаторы.

Агрегаторы под контролем

Над законопроектом кабмин работал больше года. Внесение документа ожидали еще в 2024-м, но заинтересованные ведомства долго не могли устранить противоречия. В итоге 3 июля в Госдуму поступили сразу три законопроекта: базовый о регулировании платформенной экономики, изменения в ряд отраслевых законов, а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях, необходимые для ввода штрафов за несоблюдение новых правил.

Понятия, которые давно стали привычными, впервые введут в правовое поле. Например, «платформенная экономика», под которой предложили понимать совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для ведения предпринимательской деятельности. Таким образом, регулировать будут не только интернет-торговлю, но и работу агрегаторов услуг, такси, служб доставки.

Впервые в законодательстве появятся понятия «цифровая платформа» и «посреднические цифровые платформы» (ПЦП) для маркетплейсов. Такие платформы обеспечивают взаимодействие оператора, партнеров и пользователей для заключения гражданско-правовых договоров, сделок и оплаты товаров и услуги. Для ПЦП создадут специальный реестр, кабмин будет следить за его наполнением.

Честная цена

Кроме того, новые нормы введут требования к размещению карточки товара на маркетплейсе. Отвечать за это будет продавец, а оператор, то есть цифровая площадка, обязан обеспечить партнеру техническую возможность размещения всей необходимой информации.

Во внесенном документе отсутствует обязанность платформ указывать в карточке информацию, что товар подлежит обязательному подтверждению соответствия, то есть сертификации, декларированию соответствия стандартам и так далее. Такое положение содержала одна из предыдущих версий законопроекта, но этот вопрос решили урегулировать постановлением Правительства. Об этом «Парламентской газете» ранее рассказали в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.

© Максим Богодвид/РИА Новости

Порядок предоставления скидок маркетплейсы будут обязаны раскрывать в партнерском договоре с продавцом. Если последний установит минимальную цену на свои товары, то для участия в акции маркетплейса должен будет подтвердить это согласием в личном кабинете. При этом в любой момент можно отказаться от скидок за свой счет. Платформа не имеет права применять к продавцу какие-либо ограничения, если он не желает участвовать в акциях и скидочных программах за свой счет. 

Кабмин установит требования к отображению цены в карточке товара. Сейчас интернет-магазины могут отображать цену с учетом скидки при оплате картами банков, принадлежащих платформам, а это можно расценить как навязывание банковских услуг.

Главное — безопасность

Документ прямо запрещает продавать на маркетплейсах:

  • товары, изъятые из оборота, а также не прошедшие госрегистрацию,
  • товары, не внесенные в каталог пестицидов и агрохимикатов,
  • не разрешенные к применению на территории России биологически активные добавки,
  • не прошедшие регистрацию лекарства и медизделия.

Перечень запрещенной продукции могут расширить, этот вопрос станет предметом обсуждения при доработке законопроекта ко второму чтению, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. По его словам, комитет обсудит документ на ближайшем заседании 8 июля. Вероятно, он будет рекомендован к принятию.

«Думаю, в первом чтении сможем принять законопроект до конца весенней парламентской сессии, а окончательно утвердить — до конца 2025 года», — сказал Кирьянов.

У бизнеса будет время подготовиться к новому регулированию. Предполагается, что новые нормы вступят в силу 1 марта 2027 года.

Это не конец, а начало

Поправки в КоАП вводят штрафы за неисполнение маркетплейсами требований законодательства и за нарушения при размещении карточек товаров. За злоупотребление доминирующим положением на рынке маркетплейсы могут заплатить от 10 до 50 тысяч рублей.

Еще один законопроект ограничивает продажу на маркетплейсах запрещенных товаров. Поправки внесут в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности.

Пакет законопроектов учитывает в первую очередь интересы покупателей, подчеркнул Артем Кирьянов. По его словам, отношения продавца и цифровой площадки, а также пунктов выдачи заказов в документах регулируют, но необходима разработка закона о платформенной занятости. Над ним в Госдуме уже работают.

© Михаил Воскресенский/РИА Новости

Цель законопроекта — защита прав и интересов граждан, подтвердил «Парламентской газете» Дмитрий Григоренко. Действующее законодательство не всегда учитывает специфику онлайн-торговли и работы посреднических цифровых платформ.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) назвали внесение законопроектов большим прорывом, обратив внимание, что наша платформенная экономика будет развиваться с учетом национальной и территориальной специфики.

«Документ позволит сделать отношения в бизнесе более предсказуемыми и прозрачными, а значит, и более эффективными для всех сторон», — заключил президент АКИТ Артем Соколов.