Фото: Petlia Roman/FOTODOM/Shutterstock
По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с января по июль 2025 г. на розничном рынке России было реализовано свыше 183 млн упаковок нестероидных противоревматических препаратов на сумму 53,6 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Данная группа абсолютный лидер с точки зрения денежного объема потребления в российской фармрознице — на нее приходится порядка 5,1% рынка.
Натуральное потребление в категории за год повысилось на 8,4%, а денежный объем препаратов данной группы увеличился на 16,3%. Суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 298,2 млн упаковок подобных средств (+3,6% по сравнению с 2023 г.) на сумму более 82,8 млрд руб. (+15,3%).
В минувшем году спрос на данную группу препаратов повышался осенью и зимой. В первые семь месяцев текущего года пик продаж в упаковках наблюдался в марте — за месяц покупатели приобрели более 28,4 млн упаковок нестероидных противоревматических средств на сумму 8,2 млрд руб.
Основной объем расходов россиян в данной категории лекарств в отчетный период приходится на препараты, содержащие нимесулид — такие средства формировали более 20,5% всего денежного объема продаж. С точки зрения натурального потребления в группе лидируют препараты ибупрофена, они обеспечили 28,5% рынка в упаковках в январе-июле текущего года.
Всего по итогам первых семи месяцев 2025 г. в ритейле было представлено порядка 165 торговых марок и 913 SKU от 136 компаний. На протяжение нескольких лет лидерство в группе удерживает бренд Нурофен от компании «Рекитт Бенкизер». В текущем году марка обеспечивала 12,7% от суммарного объема продаж в категории. За семь месяцев россияне потратили на покупку Нурофена в рознице почти 6,8 млрд руб., на 18% больше, чем в январе-июле 2024 г. На втором месте рейтинга остается Нимесил (группа компаний «Менарини») с долей рынка 8,8%. Здесь рублевая динамика фиксировалась на уровне 12%. Замыкает первую тройку небрендированный препарат Нимесулид — в отчетный период его выпуском занимались 19 различных компаний, марка обеспечивала 5,4% стоимостных продаж.
Практически все участники десятки в анализируемый период демонстрировали двухзначную динамику роста рублевого объема продаж, однако у двух из представленных в топе препаратов отмечено снижение в натуральных величинах, в их число вошли препараты Найз («Д-р Редди’С») и Мовалис («Берингер Ингельхайм»). Впрочем, это не мешает брендам показывать рост рублевого объема продаж: в частности, по препарату Мовалис прирост отмечен на уровне 23%. Максимальная динамика за пределами топа наблюдалась у торговой марки Флагзамма (эторикоксиб) от отечественной компании «Гротекс» (рост продаж в 69 раз).