Весной 2024 года в Орске прорвало дамбу, затоплены оказались более шести тысяч домов и 14 населенных пунктов поблизости. В марте этого года обрушилась дамба в Минусинске. Плотина не выдержала паводков из-за резкого потепления. Для более эффективного противостояния стихии регионам и муниципалитетам нужно разрешить определять структуру, уполномоченную на строительство сооружений инженерной защиты. Сейчас такой возможности они не имеют. Соответствующий законопроект 4 августа внесли в Госдуму председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, члены комитета Игорь Тресков и Иван Евстифеев. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Прорыв возможен
Весной прошлого года паводки накрыли 39 регионов, Оренбургская область пострадала более всего. В Орске прорвало дамбу, затопленными оказались примерно 6600 домов и 14 населенных пунктов. Как выяснилось позже, причиной прорыва стали несвоевременно принятые меры, «направленные на содержание гидротехнического сооружения в надлежащем техническом состоянии». Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ.
Уже в марте этого года обрушилась дамба в Минусинске. Плотина не выдержала паводков, случившихся на реке Минусинке из-за резкого потепления. Под угрозой затопления оказались 120 жилых домов. Конструкция не была капитальной.
В июле 2025 года тревожные сводки пополнились сообщением из Енисейска, где на фоне угрозы разрушения дамбы объявили режим чрезвычайной ситуации.
Для более оперативного и эффективного противостояния стихии в Совете Федерации предложили расширить возможности региональным и муниципальным структурам, уполномоченным на строительство сооружений инженерной защиты территорий.
Укрепляем берег правильно
В беседе с «Парламентской газетой» Андрей Кутепов напомнил, что, согласно Водному кодексу, возведением дамб, берегоукрепительных сооружений и других подобных конструкций занимаются органы госвласти и местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Однако в отдельных субъектах подобные структуры осуществляют также и региональный государственный строительный надзор, выдают разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
«Например, в Санкт-Петербурге разрешения на строительство объектов капитального строительства и на ввод в эксплуатацию ОКС выдает служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которая также осуществляет региональный государственный строительный надзор в отношении соответствующих объектов, — пояснил сенатор. — В Москве разрешения на строительство выдает в том числе комитет государственного строительного надзора города Москвы. Этот же комитет занимается государственным строительным надзором, выдачей разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции ОКС. В Ленинградской области эти функции совмещены в комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы».

При этом подобные органы власти, как правило, не имеют полномочий по созданию ОКС и не располагают подразделениями и материальной базой, необходимыми для инженерной защиты территорий, а переустройство требует существенных организационных и финансовых затрат.
Поэтому сенаторы предложили предусмотреть возможность определять орган, уполномоченный на строительство дамб и других сооружений, региональными законами или уставами муниципальных образований. Кроме того, авторы законопроекта предлагают уточнить, что инженерная защита территорий «осуществляется органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство на территориях, подверженных негативному воздействию вод».
В случае принятия поправок они вступят в силу со дня официального опубликования.