Не коньяк, а подкрашенный спирт: таможня выявила каналы поставок контрафакта

Не коньяк, а подкрашенный спирт: таможня выявила каналы поставок контрафакта

За последние два года таможенники выявили 165 фур, доставлявших из стран ближнего зарубежья — Армении, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Киргизии — фальсифицированную алкогольную продукцию для реализации в России. В том числе под видом коньяка везли подкрашенный спирт. При этом Росалкогольтабакконтроль в этом году изъял из оборота порядка 3,5 тысячи тонн незаконного спиртного и сырья. О том, как федеральные ведомства борются за очищение отечественного рынка от алкогольного суррогата — в материале «Парламентской газете».

Теперь это не имеет смысла

С 2023 года федеральная таможенная служба усилила контроль в отношении коньячной продукции, поступающей из ряда государств постсоветского пространства, которая на самом деле таковой не является. Вместо благородного высокоградусного напитка к нам завозят подкрашенный спирт, причем, не всегда приемлемого качества, уточнил на круглом столе в Совете Федерации 16 октября начальник главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля ФТС России» Иван Козлов. Данная продукция, по его словам, поступает из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Киргизии.

Доля выявленного фальсификата из обследуемых партий спиртного, по его словам, сегодня составляет 34 процента. А если в абсолютных цифрах, то за два года таможенники задержали 165 фур, перевозивших алкогольный контрафакт для реализации розничному потребителю в России. По действующему закону, такие партии поддельного спиртного возвращаются обратно в страны происхождения.

«Результаты данной работы привели к тому, что доля фальсификата в 2025 году по сравнению к аналогичному периоду прошлого года упала в два раза. Меры дают эффект: недобросовестные участники понимают, что смысла ехать нет. Потому что тебя все равно остановят, проконтролируют», — отметил Иван Козлов.

Что касается внутреннего рынка, то здесь неоценимую помощь в борьбе с суррогатом оказывает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), напомнил замначальника контрольного управления федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Вадим Строгов. Система позволяет прослеживать алкогольную продукцию от источника сырья до продажи конечному потребителю.

В качестве примера эффективности «электронного помощника» Строгов привел случай из практики: при анализе движения лекарственных препаратов Росалкогольтабакконтроль выявил схему вывода фармспирта из легальной в нелегальную зону под видом производства лекарственных средств.

При этом статистика свидетельствует, что после принятия закона, вводящего акцизы на фармспирт, бутлегеры стали отказываться от его использования. Это подтверждает и статистика: в 2025 году по сравнению с аналогичным периодом 2024 года в два с половиной раза уменьшилось производство фармспирта. Это тот объем, который ранее уходил в теневой сектор, подчеркнул Вадим Строгов.

© Виталий Тимкив/РИА Новости

Обложение этанола акцизом делает экономически нецелесообразным его использование для производства нелегальной алкогольной продукции ввиду увеличения стоимости. Тем не менее, алкоголь подделывают и в весьма солидных объемах. По данным ведомства, с начала этого года из оборота уже изъято порядка 3,5 тысячи тонн спиртосодержащей продукции и сырья.

Роль регионов повышается

Чтобы свести на нет все ухищрения отечественных бутлегеров в Минфине работают над совершенствованием законодательства в сфере госрегулирования производства и оборота этилового спирта, подчеркнул замдиректора департамента таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков Минфина Александр Коробутов.

К примеру, был принят закон, ужесточающий требования к производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции. «В частности, в качестве лицензионного требования законом была установлена обязанность по маркировке спиртосодержащей непищевой продукции средствами идентификации, если такая маркировка установлена актами Правительства», — добавил замдиректора департамента.

Также с 1 августа этого года до апреля 2027 года был введен мораторий на выдачу лицензий на производство ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья. Мера понадобилась для того, чтобы не допустить возможное использование избыточных производственных мощностей по производству этилового спирта, которые существуют сейчас, для производства нелегальной продукции.

Также Минфин и Росалкогольтабакконтроль совместно с Минэкономразвития работают над повышением продуктивности регионального контроля за розничной продажей алкоголя. В том числе проводится унификация индикаторов риска нарушения обязательных требований.

А что делать с наливайками?

И хотя региональным властям предоставили возможность выявлять организации, систематически нарушающие обязательные требования, и применять к ним административные меры воздействия, нужно идти дальше в совершенствовании практик, считает член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Евгений Богомазов.

«Есть проблема, связанная с торговыми объектами, которые под видом объектов общественного питания реализуют алкогольную продукцию круглосуточно, как розничный магазин. Так называемые наливайки. До сих пор проблема остается актуальной. По сути, мы не можем вести с ними борьбу в рамках действующего законодательства», — обозначил проблему сенатор.

Статус бара или ресторана, по его словам, создает условия для беспрепятственного обхода торговой точкой установленных ограничений времени продажи алкоголя и роста количества наливаек. А вслед за этим растет недовольство населения.

© Евгений Епанчинцев/РИА Новости

«Кроме того, орган государственной власти субъекта, осуществляющий контроль, не вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении деятельности по продаже алкогольной продукции в объектах общественного питания, нарушающих действующее законодательство, ввиду отсутствия прямого указания на такое право в федеральном законе», — сказал Богомазов, предложив такой правовой казус устранить.

По его мнению, региональные власти целесообразно наделить правом ограничивать время розничной продажи алкоголя во всех объектах общественного питания без исключения, «что в принципе позволит улучшить результаты политики народосбережения».