На каких такси будут ездить россияне

На каких такси будут ездить россияне

Перечень марок и моделей автомобилей, а также идентификационные коды изготовителя (WMI), соответствующие требованиям закона о локализации такси, Минпромторг будет размещать на своем сайте. Соответствующий проект приказа ведомства до 19 сентября 2026 года проходит общественное обсуждение. Когда россияне начнут ездить на отечественных такси, узнала редакция SPRESS.

Иномарки останутся

Локализация производства автомобиля — это доля технологических процессов, проводимых на территории России, а также объем использования отечественных комплектующих. Локализацию оценивают в баллах, определяя границу отсечения.

В мае 2025 года президент Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым для включения автомобиля в реестр легковых такси совокупное количество баллов локализации должно составлять 3200. Такой же порог установлен для госзакупок авто. Поправки внесли в закон о такси, дополнив его соответствующими требованиями к авто.

Минпромторг будет публиковать на своем сайте, какие машины можно использовать для работы в такси, следует из разработанного проекта приказа. В течение пяти дней после принятия решения ведомство опубликует:

  • марку автомобиля;
  • модель автомобиля;
  • идентификационный код изготовителя (WMI) автомобиля.

Требования локализации не будут распространяться на транспортные средства, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси до 1 марта 2026 года. То есть все зарегистрированные до этой даты машины, в том числе иномарки, смогут возить пассажиров до конца периода эксплуатации.

Будут ли «китайцы»

Перечень подходящих для такси машин в настоящее время не определен, но очевидно он должен появиться раньше, чем закон о локализации вступит в силу. Опубликованный проект приказа — это свидетельство того, что Минпромторг работает над документами, которые, как обещали, будут готовы к концу сентября 2025 года, рассказал «Парламентской газете» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

«От имени НАС мы обратились к вице-премьеру Денису Мантурову с предложением сделать единый список авто и для чиновников, и для такси, — отметил он. — Сейчас госслужащие могут покупать не только автомобили, имеющие не меньше 3200 баллов локализации, но и другие марки и модели, по большому счету все, что производят в России. Ждем первые проекты и возможность обсудить их».

© Александр Вильф/РИА Новости

На профильных автомобильных сайтах ранее появилась информация, что, помимо продукции «АвтоВАЗа», в перечень локализованных машин могут попасть некоторые «китайцы», например Haval, BAIC, Kaiyi. Опрошенные эксперты это не подтвердили.

«Достоверной информации пока нет», — сказал нашему изданию член Общественной палаты РФ Александр Холодов.

В Комитете Госдумы по транспорту также не располагают сведениями о конкретных моделях и марках.

Рынок замер в ожидании

Закон о локализации открывает новую веху в отечественном автомобилестроении, уверен глава Комитета Совета Федерации по экономической политике и один из авторов этой инициативы Андрей Кутепов. Документ, по его словам, регулирует заход иностранных компаний на рынок, так как «локализация касается всех производств на территории России».

Сроки вступления закона в силу различаются для нескольких регионов. Требования к машинам такси в Калининградской области и в Сибирском федеральном округе не будут применять до 1 марта 2028 года, а в регионах Дальневосточного федерального округа — до 1 марта 2030 года.

Перевозчики как главные заинтересованные лица ждут от Минпромторга публикации перечня доступных для покупки авто, рассказала «Парламентской газете» председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Пока обновление парка идет медленно, отметила она.

«Следует учитывать, что значительная часть автомобилей в такси приобретается в лизинг, — объяснила Зарипова. — Это означает, что через несколько лет при смене собственника машины будут исключать из реестра такси. Если сегодня парк купит в лизинг автомобили, которые не окажутся в разрешенном списке, то после завершения выплат они не смогут вернуться в реестр. По этой причине многие компании приостановили закупки автомобилей».

Как только список локализованных авто появится, перевозчики возобновят обновление автопарков, заключила эксперт.