Требования к регистрации права собственности на тяжелые агродроны сочли избыточными. Минтранс утвердит новую форму выдачи свидетельств на крупногабаритные БПЛА, а также устранит ряд других препятствий для аграриев. Об этом 21 ноября рассказали участники круглого стола в Госдуме на тему «Агродроны в мирное небо: законодательные основы использования БПЛА в сельском хозяйстве». Каким будет новый порядок регистрации сельскохозяйственных беспилотников, выяснила редакция SPRESS.
Полевые «птички»
Спрос аграриев на дроны растет: их все активнее закупают и крупные предприятия, и небольшие хозяйства, сообщила зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. Она отметила, что беспилотники привлекают аграриев своими преимуществами перед наземными опрыскивателями. Они в несколько раз дешевле, и их можно применять без повреждения высокостебельных культур, таких как кукуруза и подсолнечник.
«Аграрные дроны можно использовать при высокой влажности почвы, когда наземный опрыскиватель не может выехать в поле. Кроме того, применение агродронов более безопасно по сравнению с сельскохозяйственной авиацией, а сами технологии совершенствуются стремительно. Растут дальность полета, время работы, повысилась точность распыления препаратов и удобрений», — пояснила парламентарий.
В то же время, по ее словам, аграрии сталкиваются с рядом трудностей в применении БПЛА, в том числе с избыточными требованиями к их пилотированию. Работников сельского хозяйства отпугивают сложности постановки агродронов на учет. Регистрацию беспилотников массой свыше 30 килограммов по сложности депутат сравнила с регистрацией пассажирского самолета. Кроме того, есть избыточные требования к состоянию здоровья человека, управляющего дроном.
«Есть также трудности с подготовкой кадров, поскольку нет стандартизированной формы обучения на получение удостоверения внешнего пилота. Мешает также запрет использования беспилотников в ряде субъектов РФ, но у нас есть экспериментальный режим специального правового регулирования использования дронов в 12 регионах. Список планируют дополнить еще семью субъектами», — анонсировала Оглоблина.
Разрешить пролет
Минтранс уже почти сформировал новую нормативно-правовую базу для эксплуатации агродронов — от сертификации до применения в полях, сообщил заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации министерства Дмитрий Хлопушин. По его словам, упрощение порядка регистрации позволит увеличить количество дронов в сельском хозяйстве.
Он добавил, что в ближайшие дни Минтранс утвердит новую форму выдачи свидетельств на беспилотники массой свыше 30 килограммов. Ведомство изменит саму форму документа, что позволит упростить постановку на учет. Соответствующий приказ сейчас регистрируют в Минюсте, а выйдет он в ближайшие дни.
«В середине ноября мы также издали официальное разъяснение относительно необходимости получения сертификата эксплуатанта для людей, которые используют беспилотники в схожих видах авиационных работ. Теперь, если у кого-то на агропредприятии уже есть свой беспилотник и сертификат эксплуатанта, ему не требуется повторное получение этого документа», — разъяснил чиновник.
Помимо этого, Минтранс совместно с Минсельхозом готовит изменения в табель сообщений о движении воздушных судов, сократив время начала полетов для агродронов. По его словам, это будет актуально для тех, кто управляет крупногабаритными беспилотниками на большой высоте. В ближайшую неделю этот приказ подпишет министр транспорта, а вступить в силу он должен 1 марта 2026 года.
Ведомство также планирует решить сложную проблему, касающуюся регистрации прав собственности на тяжелые беспилотники. Министерство работает над изменениями в Гражданский кодекс, чтобы сократить число избыточных требований к воздушным судам и пилотам. Документ проходит межведомственное согласование, и в ближайшее время его внесут на рассмотрение в Госдуму, пообещал Хлопушин.
