Мода на национальных мотивах сметает шаблонную роскошь

Мода на национальных мотивах сметает шаблонную роскошь

Мир устал от однообразных брендов, преподнесенных как олицетворение безвкусной роскоши. Каждой стране СНГ и мира, каждому региону России есть что предложить для самовыражения в мире моды, а креативная экономика, которая уже стала полноценным драйвером развития, позволяет укрепить национальную идентичность. Две тысячи участников из более чем 30 стран три дня в Петербурге обсуждали, как вместе создавать модную карту мира во всем его многообразии в стиле «роскошь истории, вплетенной в современность». Итоги подвели 21 ноября на пленарном заседании IV форума «Содружество моды» в Таврическом дворце.

Традиции как источник вдохновения

Несколько лет назад форум задумывался как альтернативная площадка для демонстрации наработок сферы легкой промышленности стран СНГ. Но уже первые показы национальных нарядов дали понять: странам постсоветского пространства есть с чем выходить на мировой уровень, создавая высокую конкуренцию известным брендам.

В 2025 году на площадках форума уже обсуждали прикладные вопросы. Ключевой аспект — креативная экономика. По словам зампреда Совета Федерации Инны Святенко, она влияет на региональные стратегии, формирование новых производственных цепочек, кадровую политику и культурную среду.

 «В этом году были дискуссии, доклады на вопросы, волнующие легкую промышленность и сопряженные с нею отрасли. Впервые организован бизнес-завтрак, на котором представители креативной экономики и легкой промышленности больше узнали о возможностях продвижения своих брендов с помощью мощной индустрии туризма и гостеприимства. Впервые на форуме представлены темы спортивной моды, технического текстиля, искусственного интеллекта в легкой промышленности, инфраструктуры креативных индустрий и вопросы интеллектуальной собственности», — сказала сенатор.

Инна Святенко.
© Владислав Тарасов/Пресс-служба Совета Федерации

Она отметила, что на сегодня креативная экономика является не вспомогательной сферой, а полноценным драйвером развития, влияет на региональные стратегии, формирование новых производственных цепочек, кадровую политику, экспорт, культурную среду и международное сотрудничество. «Форум еще раз подтвердил: наши государства обладают значительным потенциалом совместной работы — в формировании промышленных коопераций, создании новых стандартов, развитии образовательных программ и продвижении культурных проектов», — добавила Святенко.

Как отметил генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий, за прошедшие три дня международный форум Содружества подтвердил свое главное предназначение: быть такой площадкой, где государственная повестка, экономика, культура, технологии, креативная индустрия находят точки соприкосновения, направленные на развитие легкой промышленности: «Сегодня перед нашими странами стоит задача не просто развивать эти отрасли, но и перевести их на новый технологический уровень, не забывая при этом и о корнях, о том культурном наследии, которое мы бережно передаем от поколения к поколению. У стран СНГ есть все необходимое для реализации данной задачи», — отметил он.

Местные исторические и культурные орнаменты, предметы, металлы, камни, ткани, основные материалы или элементы декора, реализованные в моде, помогают сформировать культурный код. На пленарном заседании привели пример такого проявления в российской индустрии. Ведь в нашей стране в Калининграде добывается 89 процентов янтаря. Гендиректор калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин рассказал, что сегодня янтарь — это не просто памятные украшения из бабушкиной шкатулки и не что-то из советского времени. Теплый солнечный камень активно используют в отделке блузок, платьев, костюмов, шуб и даже джинсов. А алмазная и изумрудная огранка янтаря и другие современные технологии, в том числе с добавлением цветовых оттенков, делают янтарь востребованным у молодежи.

Развитие в цифрах

О сохранении традиции народно-художественных промыслов, в том числе и в моде, говорил и замминистра промышленности и торговли России Иван Куликов. В нашей стране на поддержку этого направления выделяются субсидии, в этом году — 450 миллионов рублей. А со следующего года объем поддержки увеличат до миллиарда рублей.

Он также рассказал о состоянии легкой промышленности в стране. Сегодня она насчитывает 17 тысяч предприятий и 33 тысячи индивидуальных предпринимателей. Среднегодовой темп роста за последние пять лет составил 21 процент. По итогам 2024 года производство продукции выросло на 25,5 процента, а за 8 месяцев текущего года рост составил 10,5 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Тем не менее, по мнению Инны Святенко, развитие отрасли требует обновления мощностей производств, укрепления сырьевой базы и внедрения цифровых решений. А также тесного взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования.

© Владислав Тарасов/Пресс-служба Совета Федерации

Президент компании «Креативная экономика» Марина Монгуш дополнила эти данные слайдами о развитии креативной индустрии. Вклад этой экономики в мировой ВВП составляет 3,1 процента с тенденцией к росту. В России если ее вклад в экономику в 2021 году составлял 2,2 процента, то по итогам 2024 года — 4,1 процента. По наблюдениям специалистов темпы роста креативной экономики превышают средние показатели по другим направлениям в четыре раза. Хотя, отмечают эксперты, она сильнее реагирует на кризисы и может показать резкое падение в условиях нестабильной ситуации. Число занятых в этой сфере в России составляет 4,6 миллиона человек — это доля занятости в 6,2 процента. По результатам опросов населения 90 процентов россиян считают важным развивать креативные индустрии в нашей стране. В том числе потому, что это разговор не только про творчество, и не чисто про прибыль, а про успешное их сочетание — так считают 65 процентов респондентов.

Защита бренда

Развитие современной моды невозможно сегодня без искусственного интеллекта, считает член комитета по международным отношениям и межпарламентским связям Милли Меджлиса Азербайджан Нигяр Мамедова: «Сегодня ИИ — не просто технологический инструмент, он превращается в новый социальный механизм, который меняет жизнь людей, он дает молодежи возможность войти в индустрию без крупных инвестиций, женщинам — шанс создавать собственные бренды и работать дистанционно, а людям с ограниченными возможностями — разрабатывать адаптивную одежду», — отметила она.

Защитить индивидуальные разработки помогает маркировка. Замглавы Минпромторга Екатерина Приезжева напомнила, что этот инструмент впервые внедрили в 2016 году. И тогда маркировка шуб показала, что объем их легального производства в 10 раз выше предполагаемого. Сегодня система маркирует 33 товарные группы. В итоге рост легального предложения увеличился на 36 процентов, и за 5 лет нелегальный оборот сократился почти на треть. То есть в результате внедрения механизма происходит обеление рынка. «С учетом того, что производители легпрома — это в основном представители среднего бизнеса, конечно, наши усилия направлены на сокращение и компенсацию затрат, которые производители несут, закупая оборудование, необходимое для маркировки», — отметила замминистра.

При этом нелегальная продукция уходит в онлайн продажу на маркетплейсы. Сейчас уже разрабатываются механизмы, чтобы сократить объемы некачественной продукции в этом секторе. Пока же, по данным Приезжевой, проверки зафиксировали в сфере онлайн продаж более 50 миллионов нарушений.