В современной Формуле-1 все команды стараются угадать с двигателем важнейшим компонентом болида. Кто-то разрабатывает их и производит: «Феррари», «Мерседес», «Рено» и «Хонда», другие же, являются их клиентами. Так, например, «Хаас» и «Заубер» являются клиентами «Феррари», «Макларен» и «Уильямс» — «Мерседес», «Ред Булл» и «Рейсинг Буллс» — «Хонды», «Альпин» — «Рено».
Немаловажным компонентом являются аэродинамические элементы. Каждая команда разрабатывает их самостоятельно, в соответствии с правилами установленными ФИА. Но чуть меньше чем 20 лет назад выбор стоял не только между этими компонентами болида.
Зарождение конкуренции
С момента возникновения Формулы-1 в 1950-м и до 2006 года существовало такое понятие как шинные войны. Целых 56 лет, с небольшими перерывами, производители покрышек конкурировали между собой, внедряя всё больше и больше передовых технологий в свою резину. На старт первого Гран-при королевских гонок в истории вышли целых четыре производителя шин: «Данлоп», «Энглберт», «Файрстоун» и «Пирелли». В то время была особенность – можно было менять бренд шин после каждого заезда, а вопрос был лишь в желании. Первая резина в гонках была самой обычной, без каких-либо технологий. Их особенность проявлялась в узкости, напоминая собой велосипедную резину.
Первую инновацию представила английская компания «Данлоп». В новой шине R5 они заменили хлопчатобумажную ткань на нейлоновую, что позволило снизить вес на 5 килограмм. К концу 1958 года, ушли четыре производителя: «Континентал», пришедший на сезоны 1954-1955 и 1958, «Пирелли» и «Авон». Также, королеву автоспорта покинула компания бельгийская компания «Энглберт». Но некоторые историки считают, что бельгийцы продали свою компанию Continental из-за страшных событий «Ле-Мана» 1955-го и «Милле Милья» 1957-го, куда они поставляли свою резину. Суммарно, в двух заездах погибло 95 человек, 3 гонщика и 92 зрителя.
Появление первой гоночной резины
В 1964 году в королевские гонки пришёл американский бренд шин «Гудиеар». Через 7 лет, в 1971-м, они представили покрышки без протектора, обеспечивающие прекрасное сцепление на сухом асфальте, но были абсолютно бесполезны в дождевых условиях. Их назвали сликами. Американцы вдохновились драг-рейсингом, где уже как 20 лет использовали резину такого типа. Появление шин без рисунка протектора было обусловлено тем, что обычные шины не выдерживали нагрузок.
Изобретение было настолько успешным, что все противники перешли на слики. «Гудиеар» являются абсолютными рекордсменами в Формуле-1. На их счету 368 побед в 494 Гран-при. С помощью их покрышек было выиграно 24 чемпионских титула и 26 кубков конструкторов.
Французская революция
В 1977 году в королевские гонки пришёл французский производитель резины «Мишлен». Ворвавшись, они сразу же представили миру радиальные шины. Это были такие же слики, но с изменённым внутренним строением. Радиальные шины были намного мягче чем диагональные. Они поддерживали оптимальный клиренс болида, позволяющий улучшить управляемость и наилучшим образом реализовать аэродинамические способности болида. К тому же, французская разработка намного дольше изнашивалась.
Моментальное доверие к новичку проявили только их соотечественники на машинах «Рено». В 1978 году, «Мишлен» удалось переманить к себе «Феррари», и это сразу дало свои плоды. Карлос Ройтеман, выступавший за итальянскую команду, выйграл вторую гонку чемпионата мира, проходившую в Бразилии. В 1991 году, французскому производителю резины удалось установить монополию в Формуле-1, но ненадолго. В следующем году, Goodyear, Pirelli и Avon вернулись со своим проектом радиальных покрышек.
Проходимец, решивший давнюю проблему.
В октябре 1985 года английский бизнесмен Майк Друри совершенно случайно попал гонку Формулы-1, проходившую в Брэндс-Хэтч. Автоспортом он не интересовался, но заметил, что шины команд были закутаны в обыкновенные одеяла. Пилоты же, прогревали резину на первом круге, повышая её износ и теряя время. Англичанин занимался производством водонепроницаемых курток, и решил, что сможет помочь королевскому автоспорту.
Он изобрёл термочехлы, использующиеся и по сей день. Своё новшество, он предложил команде «Уильямс», которые поначалу не оценили его инициативы.
После долгих уговоров, команда всё-таки решила протестировать новинку, но немного не так, как это предполагалось. Они грели ими компьютеры. Первое использование грелок по назначению произошло на Гран-при Испании в 1986 году. Результат был феноменальным.
Предварительно разогретые покрышки были поставлены на болид Найджела Мэнселла. Они позволили ему прорваться с пятого на второе место, проиграв лишь 14 тысячных лидировавшему Айртону Сенне.
Скорость Найджела привлекла внимание всех команд, а в частности разработка Друри. Майк основал целую компанию по производству термочехлов, которая и по сей день сотрудничает с командами Формулы-1. С 2021 года есть новость о намерении руководства запретить грелки. Дату постоянно переносят, но вполне возможно, что совсем скоро, их действительно уберут.
Отчаянный шаг ФИА
В 1998 году Международная федерация автоспорта ввела запрет на слики в мерах борьбы со скоростью, которая могла привести к тяжёлым авариям. С этого года, были введены шины под названием канавки. Это покрышки с четырьмя продольными линиями, которые замедляли болиды. Тогда на вершину автоспорта пришёл новый производитель — японская компания «Бриджстоун». Японцы были монополистами вплоть до 2001 года, пока не вернулись знаменитые французы «Мишлен». Это была последняя веха шинных войн.
ФИА не остановилась и в 2005 году ввела одно из самых странных правил за всю историю. Международная федерация автоспорта запретила пит-стопы Теперь в боксы можно было заехать только в двух случаях: или из-за прокола, или при наступлении дождя. У этого непонятного хода были свои причины.
Первое — в очередной раз замедлить болиды, повысив безопасность. Второе — существует мнение, что дирекция Формулы-1 была намерена покончить с доминацией «Феррари». Конюшня выйграла пять чемпионств подряд, проиграв лишь три гонки. Они сотрудничали с «Бриджстоун», которые уступали «Мишлен» в плане износостойкости.
Так и произошло, Скудерия выйграла лишь одну гонку в сезоне-2005. Поворотное событие в истории этого абсурдного правила случилось на Гран-при США на трассе Индианаполис-500.
На «Инди 500» существует бэнкинг (поворот с наклоном). Сверхпрочные шины «Мишлен» не были готовы к такой нетипичной нагрузке. На тренировке они взорвались на болиде Ральфа Шумахера. В конечном итоге, все клиенты французского производителя шин отправились в боксы после прогревочного круга, на старте было только шесть машин. На следующий год в ФИА одумались и отменили данное правило.
Останется только один
В 2007 году установилась принудительная монополия компании «Бриджстоун» после скандального ухода «Мишлен». Годом ранее международная федерация автоспорта объявила о решении оставить лишь одного производителя покрышек, дабы прекратить стремительное развитие в области производства колёс и затраты.
Французская компания отказалась от участия в тендере на поставку резины, так как не была согласна с ФИА в их политике. Вплоть до 2010 года японцы поставляли резину в Формулу-1. Но в 2011 году их место заняли «Пирелли», поставляющие покрышки до сих пор. Их текущий контракт рассчитан до 2027 года с опцией продления ещё на год. Кто знает, возможно будущее подарит нам новый виток войны шинников, учитывая современную тенденцию о повышении интереса к королевскому автоспорту у нового поколения.