Министерство транспорта предложило образовать национальный фонд для предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, следует из законопроекта, опубликованного 3 июля на портале проектов нормативных актов.
Согласно законопроекту, направления и порядок расходования денежных средств и использования иного имущества национального фонда будут определяться Правительством РФ.
Законопроект предусматривает, что средства и другое имущество нацфонда передаются в доверительное управление публично-правовой компании «Морская администрация Российской Федерации», которая должна быть создана в соответствии с федеральным законом. Функции учредителя доверительного управления средствами нацфонда исполняет, в соответствии с законопроектом, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством.
При этом условия доверительного управления будет определять договор, заключаемый между уполномоченным органом и управляющей компанией. При этом предполагается, что управляющая компания будет получать вознаграждение за счет доходов от инвестирования переданных фонду денег и другого имущества, но не более 10% величины доходов от инвестирования, полученных УК за отчетный год. Однако, если стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении, сократилась по сравнению с предыдущим годом, вознаграждение выплачиваться не будет.
Нацфонд предлагается формировать за счет средств аварийно-спасательного сбора и доходов от управления средствами и имуществом фонда. Причем на него не может быть обращено взыскание по обязательствам РФ и ее регионов, муниципальных образований, управляющей компании, за исключением случаев, когда такие обязательства возникли в связи с неисполнением фондом обязанностей.
Как отмечается в сводном отчете к документу, вероятность возникновения аварий в процессе транспортировки, хранения нефти и нефтепродуктов остается высокой во всем мире. Какими бы современными и высокотехнологичными ни были методы, способы, средства транспортировки и другого обращения с нефтью и нефтепродуктами, полностью исключить попадание их в окружающую среду не представляется возможным.
Законопроектом предлагается решить эту проблему, установив на законодательном уровне обязательное требование об учете имеющихся ограничений по району и сезону плавания судна, а также гидрометеорологических условий и сделав учет данных ограничений и условий капитанами судов, капитанами морских портов и судовладельцами обязательным.