Условия для сохранения одностороннего моратория на развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования исчезли, и Москва больше не считает себя связанной соответствующими ограничениями. Об этом 4 августа заявили в МИД России, комментируя переброску американских систем в европейские страны НАТО.
Соединенные Штаты в 2019 году инициировали прекращение действия Договора о ликвидации РСМД. Российские власти добровольно ограничили размещение своих комплексов, пока в соответствующих регионах мира не появятся аналогичные вооружения американского производства. При этом призывы к странам Североатлантического альянса объявить встречный мораторий, а к союзникам США в Азиатско-Тихоокеанском регионе — поддержать усилия РФ по недопущению гонки таких систем — не встретили взаимности, констатировали в дипведомстве.
Москва с 2023 года фиксирует факты переброски американских систем, способных к наземному пуску РСМД, в европейские страны блока для «обкатки» в ходе учений явной антироссийской направленности, в том числе в Дании. Весной 2024-го на Филиппины доставили ракетный комплекс средней дальности Typhon, который до сих пор находится на архипелаге, а в июле 2025-го аналогичный комплекс применяли в Австралии на тренировочных стрельбах. В рамках данных учений США впервые развернули за рубежом гиперзвуковую систему средней дальности Dark Eagle, открыто назвав целью «проецирование силы» и подчеркнув пригодность комплексов к оперативной передислокации.
Кроме того, австралийский расчет закупленного у Штатов комплекса Himars произвел пуск американской ракеты PrSM, испытанной Пентагоном на дальность более 500 километров и относящейся к классу наземных РСМД. Испытания и учебные пуски ракеты PrSM, последующие модификации которой американцы собираются тестировать на дальность свыше тысячи километров, позволяют рассматривать данные комплексы как наземные пусковые установки РСМД, отметили в Министерстве иностранных дел России.
«При этом американские вооружения указанных типов уже в значительном количестве развернуты и продолжают размещаться во многих странах мира, в том числе пополняя арсеналы союзников и партнеров США, включая Украину, которая применяет данные комплексы в боевых действиях против Российской Федерации. Таким образом, налицо множащиеся факты появления в различных регионах, в том числе имеющих особое значение для Российской Федерации с точки зрения национальной безопасности, вооружений американского производства, характеристики которых позволяют причислять их к наземным ракетным системам средней и меньшей дальности», — пояснили дипломаты.
Они добавили, что США и их союзники официально заявляют о стремлении обеспечить «долгосрочное» присутствие американских вооружений в Европе и АТР, в частности — в Германии. Плюс ко всему, несколько партнеров Вашингтона выразили готовность приобрести наземные комплексы РСМД, способные бить на расстояние до 5,5 тысячи километров, или нарастить имеющийся арсенал.
«Обозначенные выше шаги «коллективного Запада» в совокупности ведут к формированию и наращиванию в прилегающих к Российской Федерации регионах дестабилизирующих ракетных потенциалов, создающих прямую угрозу безопасности нашей страны, причем стратегического порядка», — констатировали в МИД России.
Там отметили, что подобный сценарий требует от Москвы компенсирующих мер для парирования новых угроз и поддержания стратегического баланса в мире.
«Так как наши многократные предостережения на этот счет были проигнорированы и ситуация развивается по пути фактического размещения наземных РСМД американского производства в Европе и АТР, МИД России констатирует исчезновение условий для сохранения одностороннего моратория на развертывание аналогичных вооружений и уполномочен заявить, что Российская Федерация более не считает себя связанной соответствующими ранее принятыми самоограничениями», — заключили в российском дипведомстве, уточнив, что конкретные параметры мер реагирования определит руководство страны на основе межведомственного анализа масштабов развертывания американских и европейских наземных РСМД и общего развития ситуации в сфере международной безопасности и стратегической стабильности.