Когда в Москве будет раннее утро, в Мельбурне стартует 76-й сезон «Формулы-1». В числе участников и двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, единственный гонщик, который провёл в серии более 400 гонок.
Но «клуб 400» мог и не дождаться пока единственного своего члена, не будь удача на стороне испанца, который не раз к тому времени ходил рядом со смертью. 20 марта 2016 года в «Формуле-1» случилась одна из самых серьёзных аварий, едва не повлекшая человеческие жертвы.
Трассу в Мельбурне можно отнести к городским. Она проложена в Альберт-парке и стала свидетелем многих происшествий, в том числе и со смертельным исходом.
Ещё в 1996 году в дебютной гонке сезона гонщик «Джордана» Мартин Брандл дважды попадал в серьёзные аварии. Стартовав из глубины пелотона, он попытался обогнать как можно больше соперников, но перед третьим поворотом зацепил колесом «Заубер» Джона Херберта. Машину подбросило вверх, перевернуло и уронило кокпитом вниз. По счастью, оба пилота остались живы и обошлось без травм. Более того, Брандл, выбравшись из машины, старался быстрее добраться до боксов, чтобы принять участие в рестарте гонки на запасном шасси. Правда, для британца та гонка и после рестарта завершилась аварией.
В 2001 году чуда не случилось. Та же фабула, такое же соприкосновение колесами и полет машины, и удар в отбойник. Только в этот раз у машины оторвало колесо, которое пробило ограждение и попало в маршала гонки, обеспечивающего безопасность. Травмы оказались несовместимы с жизнью, и 52-летний Грем Френсис Беверидж скончался в госпитале.
Каждый год организаторы повышают меры безопасности как для пилотов, так и для зрителей. И во многом благодаря этому Фернандо Алонсо до сих пор радует болельщиков гонками.
20 марта 2016 года был солнечный ясный день. Никакого дождя, никаких препятствий для хорошей гонки. Первый ряд стартового поля занял дуэт гонщиков «Мерседеса» Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Следом расположилась пара «Феррари» — Себастьян Феттель и Кими Райкконен. У Алонсо на его «Макларене» была 11-я стартовая позиция.
Феттель воспользовался тем, что пара «Мерседесов» замешкалась на старте, и проскользнул мимо них, возглавив гонку. А пока Росберг исправлял ошибку на торможении, он немного помешал Хэмилтону. Это позволило выйти на второе место Райкконену. Зрители предвкушали интересную гонку.
К 16-му кругу пилоты уже успели побывать в гонке, избавившись от мягких шин, уже использованных в квалификации. Алонсо боролся с пилотом «Хааса» Эстебаном Гуттьересом. Быстрая дуга, скорость около 312 км/ч, и вдруг происходит контакт. Испанец задевает заднюю часть машины «Хааса», сносит колесо, в мгновение ока теряет управление и отправляется в эпический полет.
Скорость была настолько большой, что машина переворачивается и пролетает над гравийной ловушкой, призванной как раз погасить скорость. И вот со всего размаху ударяется в отбойник.
Машина была уничтожена.
В боксах царила тишина, все ждали кадры трансляции и выдохнули, увидев, как Алонсо выползает из кокпита, какое-то время сидит на песке и встает, прихрамывая. К нему подбегает Гуттьерес, который первым делом, выбравшись из своего покореженного болида, бросился узнавать, как там испанец.
«Я оказался словно в гигантской стиральной машине. Потерял ориентацию, где небо, где земля, плохо представлял, где нахожусь», – вспоминал Алонсо о том эпизоде, оказавшемся самой серьезной аварией в его богатой карьере, – «Рад, что оказался жив».
Сухие строчки расследования ФИА покажут, что Алонсо испытал боковую перегрузку в 46g (хоть и кратковременная, но малоприятна), машина перевернулась на 540 градусов, находилась в воздухе 0,9 секунды, а во время приземления продольная перегрузка составила 20g. Для сравнения, пилот истребителя переживает перегрузку в 12g.
Эта авария стала триумфом мер безопасности. Алонсо не получил серьёзных травм, но из-за повреждения ребер всё же пропустил следующую гонку чемпионата. Хорошо то, что хорошо закончилось.
А Фернандо Алонсо ныне в составе «Астон Мартин» уже загадывает желания на следующий сезон. В его активе 401 гонка, и кто знает, может, и до 500 доведёт.