В России официально появился новый класс воздушного пространства — Н, установленный специально для беспилотных летательных аппаратов. Соответствующее постановление в пятницу, 1 августа, опубликовал кабмин. Как оно будет организовано и как повлияет на сегмент беспилотной авиации в целом, рассказывает редакция SPRESS.
Не выше 150 метров, не быстрее 450 километров в час
Согласно текущей редакции правил, воздушное пространство России поделено на несколько классов. Например, класс А — это зона, где разрешаются только полеты по приборам. В этом секторе, как правило, находятся мощные самолеты — в том числе пассажирские, — полет которых выполняется только на основании показаний навигационных приборов и с поддержкой диспетчера. Класс G допускает полеты как по приборам, так и по визуальным ориентирам, однако накладывает ряд других ограничений: в частности, если воздушное судно движется на высоте менее 3050 метров, его скорость не должна превышать 450 километров в час.
Постановление добавляет в существующую классификацию новый класс — Н, предназначенный специально для беспилотников. Его могут использовать беспилотные воздушные суда. Согласно описанию класса, БПЛА смогут не получать разрешение на использование воздушного пространства при соблюдении некоторых правил: в частности, если их скорость не превышает 450 километров в час, масса — 30 килограммов, а высота полета — 150 метров.
Также постановление регламентирует некоторые иные аспекты полетов. В частности, коридоры для них предлагается устанавливать шириной не более четырех километров, а пересекать маршруты БПЛА разрешается только воздушным судам, выполняющим полеты по визуальным ориентирам, — чтобы беспилотник можно было оперативно заметить и сманеврировать.
«Принципы формирования нового класса H предварительно обсуждались с сообществом беспилотной авиации, операторами коммерческого воздушного транспорта, представителями авиационных работ, эксплуатантами авиации общего назначения и сверхлегкой авиации», — сообщает пресс-служба Правительства.
«Снижение бюрократической нагрузки и повышение безопасности»
Также кабмин приводит слова руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, который добавил, что появление класса H повысит масштабы использования БВС, так как регулярность их полетов теперь может существенно вырасти, а цена летного часа — снизиться. Это, в свою очередь, откроет дорогу для использования БПЛА в новых сегментах экономики — например, при доставке товаров.
«Перед маркетплейсами открывается возможность для эффективного внедрения дронов в свою логистику, а у провайдеров услуг беспилотного мониторинга, к примеру трубопроводов, повысится конкурентоспособность по отношению к традиционным авиационным компаниям», — отметил Ядров.

Директор по технологическому развитию корпорации «Синергия» и экс-президент федеральной ассоциации научно-производственных объединений «БПЛА» Андрей Волостнов в разговоре с «Парламентской газетой», в свою очередь, отметил, что создание нового класса затронет целый ряд важных аспектов для беспилотной авиации.
«Главная цель — безопасность. Основная задача нововведения — повышение безопасности полетов. Разделение воздушного пространства на специализированные классы (A, C — для пилотируемой авиации, H — для беспилотников) минимизирует риск столкновений дронов с обычными самолетами и вертолетами, — подчеркнул Волостнов. — Новый класс создаст четкие и понятные правила их полетов в выделенных зонах, снизив бюрократические барьеры для операторов, а также стимул для развития отраслей: четкие правила и безопасная среда для полетов в классе H стимулируют более широкое внедрение беспилотных технологий в экономике, открывая новые возможности для бизнеса и госсектора».
Также, по словам эксперта, система класса H закладывает основу для будущего масштабирования использования беспилотников, учитывая прогнозируемый дальнейший рост их числа и применения.