Маркетплейсы Wildberries и Ozon исполнили рекомендации экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС), пересмотрев правила для продавцов, введенные в августе и сентябре 2025 года, сообщается на сайте ведомства.
Площадки устранили практики, вызвавшие многочисленные жалобы от представителей малого и среднего предпринимательства в ФАС.
1 ноября 2025 года Wildberries отменил индекс остатка товара. Ранее предприниматели с низким индексом платили за хранение на площадке больше или на их товары предоставляли скидки без согласования, либо должны были вывозить товары со складов. Им приходилось выбирать между участием в автоакциях и завышенной платой за хранение.
Также Wildberries устранил изменения в механизме «Конструктор тарифов». Раньше дополнительные услуги были обязательными и не могли быть отменены до определенного срока. Теперь условия этих услуг приравнены к условиям оферты, и продавцы могут выбирать их по своему желанию.
С 18 ноября 2025 года предприниматели смогут оформлять отдельные услуги по желанию без необходимости выбора нужной опции в «Конструкторе тарифов». Кроме того, в первом квартале 2026 года появится услуга «Перераспределение остатков между товарами».
Ozon скорректировал правила обработки возвратов, когда заказы, отмененные или возвращенные без претензий к качеству, автоматически возвращались на склады, лишая продавцов возможности продавать их через другие каналы. Также возникали сложности с вывозом товаров со складов Ozon: продавцы не могли забронировать нужное время, а также оплачивали услуги хранения продукции на инфраструктуре маркетплейса неопределенное время.
После рекомендаций ФАС компания вернулась к прежней модели возврата товаров. Теперь продавцы не будут отслеживать каждую отмену и создавать отдельные заявки на вывоз. Ozon запустит функцию автовывоза возвратов со склада с середины ноября 2025 года. Также маркетплейс устранил блокировки личных кабинетов пользователей без объяснений.
ФАС считает, что выполнение рекомендаций Экспертного совета по развитию конкуренции в IT поможет маркетплейсам учитывать интересы малого и среднего бизнеса и предотвратит нарушения антимонопольного законодательства.
