«Макларен» обошли на финише сезона. Команда слишком увлеклась борьбой своих пилотов

«Макларен» обошли на финише сезона. Команда слишком увлеклась борьбой своих пилотов

Сегодня британский коллектив доминирует в Формуле-1. Сразу два пилота претендуют на победу. Осталась формальность – выяснить, кто из пары Ландо Норрис и Оскар Пиастри окажется ментальнее крепче в решающих заездах. Только такой сценарий уже разыгрывался в королевских гонках. В сезоне 2007 года у «Макларен» были все шансы выиграть и кубок конструкторов и личный зачёт. Быстрая и надёжная машина, хорошие пилоты и руководство, но и этого тогда не хватило. Титул ускользнул из рук. Что же случилось в великой британской команде чуть меньше 20 лет назад?

Неспевшийся дуэт

На сезон 2007-го «Макларен» решил полностью обновить состав пилотов. Вместо Кими Райкконена и Хуана Пабло Монтойи пришли двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо и дебютант Льюис Хэмилтон. С самого начала команда заявляла о равенстве пилотов. Рон Деннис не хотел давать роль первого номера чемпиону, не скрывая своей симпатии к Льюису. Воспитанник команды из Уокинга, которого они поддерживали с 1998-го никак не мог отойти на второй план. Эта модель не устраивала Алонсо. Ведь он привык быть безоговорочным лидером, как в «Рено». Несмотря на это, испанец был уверен в том, что сможет обставить новичка.

Но не тут-то было! Начиная с предсезонных тестов, Хэмилтон начал навязывать серьёзную борьбу Фернандо. Британец сходу заявил о себе, заняв почётное третье место в первой гонке сезона. Испанец финишировал вторым. В следующих шести гонках Льюис занял четыре вторых места и одержал свои первые две победы и лидировал в чемпионате с 70 очками. У Алонсо ситуация была похуже, он отставал от дебютанта на 12 очков. Уже тогда у испанца кипела кровь. Перед Гран-при США, где британец одержал вторую победу в карьере, Фернандо обвинил команду в фаворитизме на испанском радио. Страсти накалялись, и уже через три Гран-при, в Венгрии, случился апогей конфликта.

Венгерская неразбериха

На этот раз всё произошло до гонки, в квалификации. На субботнем Хунгароринге всё шло гладко. Вплоть до третьего сегмента квалификации. В начале сессии у «Макларен» была договоренность между пилотами. Болид Хэмилтона заправили на большее количество кругов чем машина Алонсо, что давало преимущество испанцу и он мог сразу пойти на быстрый круг. Льюис первым рванул к выходу из пит-лейна. По заранее обговорённому плану он должен был пропустить Фернандо в первом или втором повороте. Главной задачей было не пустить Кими Райкконена на «Феррари», который мог помешать всей команде из Уокинга. Сессия началась, но Хэмилтон проигнорировал командные соглашения и оторвался от Алонсо. Льюиса пытался вразумить инженер, а потом на связь вышел и лично Рон Деннис, как это уже случалось. Не помогло. Испанец был в ярости и не понимал что происходит. Ведь его жизнь осложнял и Райкконен. Ему быстро сообщили, что всё пошло не по сценарию и его напарник ослушался приказа от Денниса. После первой попытки Фернандо проигрывал сокоманднику 0,400 секунды. Месть чемпиона не заставила себя долго ждать.

Времени оставалось на последнюю попытку. Первым в боксах стоял Алонсо. Алебарда была поднята, но болид не тронулся с места. Так продолжалось на протяжении десяти секунд, и всё-таки Фернандо поехал на заключительную попытку. Из-за этой задержки Хэмилтона испанец занял поул-позицию, а британец не успел улучшить своё время и стал вторым. Льюис был возмущён данной ситуацией, в результате чего произошёл интересный радиообмен с Роном Деннисом. 

Хэмилтон: «Не делайте, вашу мать, со мной такого больше».
Деннис: «Не говори со мной, твою мать, в таком тоне».
Хэмилтон: «Пошёл ты…»

Был ли такой разговор между британцем и Роном, до сих пор доподлинно неизвестно. На действия «Макларен» в финале квалификации отреагировали судьи гонки, вызвавшие к себе на разговор Алонсо, Денниса и Льюиса. ФИА обвинило испанца в нечестной борьбе, связанной с задержкой дебютанта. Двукратный чемпион был оштрафован на пять позиций на стартовой решётке, а британский коллектив лишился очков в кубке конструкторов по результатам Гран-при Венгрии. Также руководству команды было запрещено выходить на подиум в случае, если их пилоты займут таковые места. Хэмилтон, получив право стартовать с первого места, выиграл заезд в доминирующем стиле. Фернандо, в свою очередь, смог прорваться лишь на четвёртое.

Шпионский скандал

Если вы думаете, что проблемы команды были только из-за враждующих пилотов, то ошибаетесь. История была намного глубже. В 2007-м году случился самый громкий шпионский скандал за всю историю существования Формулы-1. Разгорелся он между двумя фаворитами чемпионата – «Макларен» и «Феррари». 20 марта глава команды из Уокинга подал протест против использования гибкого днища и сепаратора заднего крыла, ведь они не соответствуют техническому регламенту. Запрос Денниса не был удовлетворён, ФИА заявили, что всё в рамках правил, но позже всё-равно ужесточили их. В «Скудерии» недоумевали, откуда соперники узнали о новаторской технологии, но подозрения были.

Знакомьтесь, один из самых честных людей которых видел автоспорт — бывший главный механик «конюшни» Найджел Степни. Найджел пошёл на повышение и получил должность главы отдела развития. Вроде всё хорошо, не правда ли? Но одна мысль мешала ему спать по ночам – нечестная победа.

Об этом заявлял он сам : «Я люблю честные победы, — сказал Степни. — В «Формуле-1» всегда был вопрос с трактовкой правил, но всё дело в том, где именно вы проводите черту. Да, я пошёл против команды, но говорил с Майком не для прессы. Я действительно хотел, чтобы эти решения были запрещены. Считал, что будет неправильно, если мы выиграем с ними». 

Чуть позже выяснилось, что бывший сотрудник «Феррари» передал секретные наработки размером в 780 страниц своему другу Майку Кофлену. А Кофлен в то время как раз был главным дизайнером «серебряных стрел».

Афера вскрылась совершенно случайно, благодаря жене Майка. Труди Кофлен принесла документы в копировальный центр около Уокинга, чтобы сделать ксерокопии. И тут случилось невероятное. Работник центра оказался «тиффози», ненавидящим «Макларен». Увидев бумаги, он поспешил сообщить об этом в «Скудерию», прикрепив фотографии с подтверждением.

Его показания очень помогли в расследовании, а президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло посвятил этому человеку победный дубль команды. Ещё есть слух о том, что этому же парню подарили машину. Друзья из разных команд были уволены со своих постов.

Степни удалось избежать тюремного заключения в 1,5 года за активное сотрудничество со следствием. Они продолжили работать в гоночных командах, Майк ушёл в «Уильямс», а Найджел в гонки на выносливость. К сожалению, Найджел Степни погиб 2 мая 2014 года. Его сбила машина.

Фернандо Алонсо тоже поучаствовал в скандале. Во-первых, следователи получили доступ к его переписке с Педро де ла Росой, в которой ещё раз упоминались факты, компрометирующие Найджела Степни. Во-вторых, чемпион начал открыто шантажировать Рона Денниса. Он говорил, что располагает данными, которые могут усугубить и так подорванный имидж команды.

Главным требованием Алонсо было утверждение первого номера команды в его лице. Позже выяснилось, что у Фернандо не было никакого компромата на «Макларен». Глава команды назвал поведение испанца неслыханной наглостью, и, казалось, именно в этот момент, судьба чемпиона в «серебряных стрелах» была теоретически решена.

По итогам разбирательств 13 сентября было вынесено решение в отношении промышленного шпионажа «Макларен». Команда Рона Денниса оштрафована на $ 100 млн и исключена из кубка конструкторов сезона 2007 года. Если бы судьи нашли что-нибудь в строении болида 2008-го заимствованное от «Феррари», то команда была бы исключена и на следующий год. Это вполне могло бы привести к банкротству британской команды.

Последний аккорд

Вот и долгожданный финал сезона. К гонке в Бразилии Льюис лидировал в общем зачёте и имел 4 очка отрыва от Фернандо, а также 7 от Кими. После квалификации старт был таким: Масса — Хэмилтон — Райкконен — Алонсо. На первом круге бразилец лидировал, а финн и испанец обогнали британца. Дебютант совершил свою первую серьёзную ошибку, попытался контратаковать двукратного чемпиона в четвертом повороте и вылетел.

На трассу получилось вернуться лишь седьмым. Для того чтобы завоевать титул, ему нужно было финишировать не ниже пятого места. Он догонял Марка Уэббера, но тут у него пропала передача. Он двигался накатом около двадцати секунд, до того как передача вернулась. Льюис откатился на 18-е место.

Ему удалось финишировать седьмым, в то время как Масса пропустил Райкконена и позволил ему завоевать свой единственный титул в карьере. Финн победил со 110 очками за сезон, против 109 у звёзд «Макларен». По сей день Кими остаётся последним пилотом, сумевшим выиграть личный зачёт в составе «Скудерии».

После неоднозначного завершения сезона Рон Деннис принял решение расторгнуть контракт с Фернандо Алонсо, которого с радостью взяли обратно в «Рено». Была сделана ставка на молодого Льюиса Хэмилтона. В свой первый сезон он доказал, что способен сразу бороться за титул. Деннис не прогадал – уже в следующем году британец принёс команде первый титул со времён Мики Хаккинена (1999).

Повторится ли история в этом году с Ландо и Оскаром, узнаем совсем скоро. Развязка близка. Макс Ферстаппен ещё не потерял на математические шансы на свой пятый титул. В отличие от дебютанта 2007-го.