Сегодня на Дальнем Востоке действует целый ряд льготных для ведения инвестиционной и экономической деятельности условий. По поручению Президента России в стране сегодня активно обсуждается идея единого преференциального режима для Дальнего Востока и Арктики. Этой теме была посвящена отдельная сессия на Восточном экономическом форуме — 2025, прошедшая под эгидой Совета Федерации. Что будет представлять из себя такой режим, каким проектам дадут «зеленый свет» на участие в нем и когда планируется подготовить и внести закон о едином преференциальном режиме в российский парламент? На вопросы «Парламентской газете» ответил сенатор от Приморского края Александр Ролик.
— Александр Иванович, почему сенаторы настаивали на единой системе поддержки дальневосточных территорий?
— Для бизнеса сегодня крайне важно, чтобы преференциальные режимы помогали как реализовывать проекты, которые уже имеются, так и создавать новые, привлекая дополнительные средства для новых, в том числе высокотехнологичных, производств. А для этого необходимо донастраивать действующие льготные режимы и создавать условия, чтобы они работали, с одной стороны, в интересах инвесторов, а с другой — соответствовали тем целям и задачам, которые ставит руководство страны по развитию Дальнего Востока.
В этой связи нами совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и было озвучено предложение о создании единой системы мер поддержки, которая устранит разрозненность действующих режимов и позволит инвесторам работать по единым, понятным правилам. Напомню, что на Дальнем Востоке уже десять лет действуют законы о территориях опережающего развития и свободном порте Владивосток — соответственно, уже получен определенный опыт.
— О чем этот опыт говорит?
— С одной стороны, действующие преференциальные режимы позволили значительно нарастить приток инвестиций, появились целые новые отрасли производства. Фактически сейчас формируется новая промышленная карта огромного региона. В то же время сегодня на Дальнем Востоке действует целый ряд таких режимов: это территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Специальный административный район на о. Русский, Курильские острова и Арктическая зона РФ, Инновационный научно-технологический центр «Русский». Совсем недавно, как вы знаете, был принят закон о международных территориях опережающего развития. И каждый такой режим содержит свой набор льгот и преференций, их действие распространяется на определенные территории. И инвесторы, и действующие компании-резиденты, которые работают сегодня на Дальнем Востоке, неоднократно приводили примеры, когда из-за этого возникали определенные проблемы и это тормозило развитие новых проектов.
Отмечу, что на Восточном экономическом форуме в начале сентября этого года по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и вице-премьера — полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева впервые прошла сессия, посвященная совершенствованию законодательного регулирования преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики.
Она стала итогом совместной полугодовой подготовительной работы, проведенной Минвостокразвития, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, при котором была создана специальная рабочая группа, которую мне доверили возглавить. Мы провели семь отраслевых совещаний, круглых столов с участием федеральных органов власти, субъектов РФ, представителей бизнес-сообщества.
— Сегодня есть понимание того, на каких условиях должен работать единый преференциальный режим? Что-то известно о том, какие в нем будут действовать налоговые и страховые льготы, каков будет срок их действия?
— Детали сейчас прорабатываются и согласовываются с Минвостокразвития, Минэкономразвития и другими федеральными органами исполнительной власти.
Точные условия и параметры единого режима должно определить Правительство России вместе с региональными властями, так как ряд льгот будут установлены региональными законами. Это касается, например, льгот по налоговым отчислениям, поступающим в региональные бюджеты.
Среди того, что сегодня уже обсуждается, выделю предложение предоставлять налоговые льготы инвесторам и резидентам на Дальнем Востоке и в Арктике сроком на 15 лет. Это имеет особую важность для высокотехнологичных предприятий, которым нужны предсказуемые условия, а также для тех, кто намерен реализовать крупные инвестпроекты.
Также есть предложение отдавать приоритет по страховым взносам предприятиям, которые берут на работу жителей Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, планируется, что статус резидента можно будет получить через цифровые сервисы с обязательной оценкой проектов профильными ведомствами. Это упростит процедуру для бизнеса.

— Как будет обеспечиваться работа единого преференциального режима законодательно?
— Общие контуры и ключевые положения будущего закона, который будет посвящен такому регулированию, мы как раз обсуждали на сессии ВЭФ-2025. Говорили, в частности, о том, что при едином режиме в любом месте Дальнего Востока и Арктики можно будет автоматически заходить в проект и дальше получать льготы по меню в зависимости от специфики проекта.
Это особенно важно для дальневосточных и арктических территорий, именно на этом сделал акцент Президент России, выступая на пленарном заседании форума.
Важно, что по поручению Владимира Путина для действующих резидентов будет гарантировано сохранение условий и льгот.
— Каков будет минимальный порог инвестиций при едином режиме?
— Есть предложение установить его в размере десяти миллионов рублей. Также обращу внимание на инициативу вести обязательный налоговый мониторинг, установить набор инструментов поддержки — от пониженных страховых взносов до стабилизационных оговорок. Это сделает правила понятными и стабильными. Кроме того, планируется, что будут действовать административные преференции: предоставление земельных участков и инфраструктуры, применение режима свободной таможенной зоны, упрощенный порядок контроля и возможность использования иностранной рабочей силы без квот.
— Каким проектам будет отдаваться приоритет для участия в едином преференциальном режиме?
— Предполагается, что это будут проекты из инновационной сферы, проекты с высокой добавленной стоимостью, проекты в сфере горнорудной, обрабатывающей промышленности, переработки и создания материалов, транспортно-логистического комплекса. При этом в новый режим не будут допускаться проекты в сфере добычи нефти и газа, а также подакцизные и финансовые виды деятельности.
— Когда законопроект о новой модели преференциального режима для Дальнего Востока планируется внести в Госдуму?
— Подготовка такого документа, который разрабатывается по поручению главы государства, требует серьезной работы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Поэтому мы планируем, что проект закона будет внесен в Госдуму к началу осенней сессии 2026 года.