Льготы для инвесторов на Дальнем Востоке предлагают предоставлять на 15 лет

Льготы для инвесторов на Дальнем Востоке предлагают предоставлять на 15 лет

Сегодня на Дальнем Востоке действует целый ряд льготных для ведения инвестиционной и экономической деятельности условий. По поручению Президента России в стране сегодня активно обсуждается идея единого преференциального режима для Дальнего Востока и Арктики. Этой теме была посвящена отдельная сессия на Восточном экономическом форуме — 2025, прошедшая под эгидой Совета Федерации. Что будет представлять из себя такой режим, каким проектам дадут «зеленый свет» на участие в нем и когда планируется подготовить и внести закон о едином преференциальном режиме в российский парламент? На вопросы «Парламентской газете» ответил сенатор от Приморского края Александр Ролик.

— Александр Иванович, почему сенаторы настаивали на единой системе поддержки дальневосточных территорий?

— Для бизнеса сегодня крайне важно, чтобы преференциальные режимы помогали как реализовывать проекты, которые уже имеются, так и создавать новые, привлекая дополнительные средства для новых, в том числе высокотехнологичных, производств. А для этого необходимо донастраивать действующие льготные режимы и создавать условия, чтобы они работали, с одной стороны, в интересах инвесторов, а с другой — соответствовали тем целям и задачам, которые ставит руководство страны по развитию Дальнего Востока.

В этой связи нами совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и было озвучено предложение о создании единой системы мер поддержки, которая устранит разрозненность действующих режимов и позволит инвесторам работать по единым, понятным правилам. Напомню, что на Дальнем Востоке уже десять лет действуют законы о территориях опережающего развития и свободном порте Владивосток — соответственно, уже получен определенный опыт.

— О чем этот опыт говорит?

— С одной стороны, действующие преференциальные режимы позволили значительно нарастить приток инвестиций, появились целые новые отрасли производства. Фактически сейчас формируется новая промышленная карта огромного региона. В то же время сегодня на Дальнем Востоке действует целый ряд таких режимов: это территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Специальный административный район на о. Русский, Курильские острова и Арктическая зона РФ, Инновационный научно-технологический центр «Русский». Совсем недавно, как вы знаете, был принят закон о международных территориях опережающего развития. И каждый такой режим содержит свой набор льгот и преференций, их действие распространяется на определенные территории. И инвесторы, и действующие компании-резиденты, которые работают сегодня на Дальнем Востоке, неоднократно приводили примеры, когда из-за этого возникали определенные проблемы и это тормозило развитие новых проектов.

Отмечу, что на Восточном экономическом форуме в начале сентября этого года по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и вице-премьера — полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева впервые прошла сессия, посвященная совершенствованию законодательного регулирования преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики.

Она стала итогом совместной полугодовой подготовительной работы, проведенной Минвостокразвития, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, при котором была создана специальная рабочая группа, которую мне доверили возглавить. Мы провели семь отраслевых совещаний, круглых столов с участием федеральных органов власти, субъектов РФ, представителей бизнес-сообщества.

— Сегодня есть понимание того, на каких условиях должен работать единый преференциальный режим? Что-то известно о том, какие в нем будут действовать налоговые и страховые льготы, каков будет срок их действия?

— Детали сейчас прорабатываются и согласовываются с Минвостокразвития, Минэкономразвития и другими федеральными органами исполнительной власти.

Точные условия и параметры единого режима должно определить Правительство России вместе с региональными властями, так как ряд льгот будут установлены региональными законами. Это касается, например, льгот по налоговым отчислениям, поступающим в региональные бюджеты.

Среди того, что сегодня уже обсуждается, выделю предложение предоставлять налоговые льготы инвесторам и резидентам на Дальнем Востоке и в Арктике сроком на 15 лет. Это имеет особую важность для высокотехнологичных предприятий, которым нужны предсказуемые условия, а также для тех, кто намерен реализовать крупные инвестпроекты.

Также есть предложение отдавать приоритет по страховым взносам предприятиям, которые берут на работу жителей Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, планируется, что статус резидента можно будет получить через цифровые сервисы с обязательной оценкой проектов профильными ведомствами. Это упростит процедуру для бизнеса.

© Тимур Ханов/ПГ

— Как будет обеспечиваться работа единого преференциального режима законодательно?

— Общие контуры и ключевые положения будущего закона, который будет посвящен такому регулированию, мы как раз обсуждали на сессии ВЭФ-2025. Говорили, в частности, о том, что при едином режиме в любом месте Дальнего Востока и Арктики можно будет автоматически заходить в проект и дальше получать льготы по меню в зависимости от специфики проекта.

Это особенно важно для дальневосточных и арктических территорий, именно на этом сделал акцент Президент России, выступая на пленарном заседании форума.

Важно, что по поручению Владимира Путина для действующих резидентов будет гарантировано сохранение условий и льгот.

— Каков будет минимальный порог инвестиций при едином режиме?

— Есть предложение установить его в размере десяти миллионов рублей. Также обращу внимание на инициативу вести обязательный налоговый мониторинг, установить набор инструментов поддержки — от пониженных страховых взносов до стабилизационных оговорок. Это сделает правила понятными и стабильными. Кроме того, планируется, что будут действовать административные преференции: предоставление земельных участков и инфраструктуры, применение режима свободной таможенной зоны, упрощенный порядок контроля и возможность использования иностранной рабочей силы без квот.

— Каким проектам будет отдаваться приоритет для участия в едином преференциальном режиме?

— Предполагается, что это будут проекты из инновационной сферы, проекты с высокой добавленной стоимостью, проекты в сфере горнорудной, обрабатывающей промышленности, переработки и создания материалов, транспортно-логистического комплекса. При этом в новый режим не будут допускаться проекты в сфере добычи нефти и газа, а также подакцизные и финансовые виды деятельности.

— Когда законопроект о новой модели преференциального режима для Дальнего Востока планируется внести в Госдуму?

— Подготовка такого документа, который разрабатывается по поручению главы государства, требует серьезной работы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Поэтому мы планируем, что проект закона будет внесен в Госдуму к началу осенней сессии 2026 года.