Ландо, Оскар или Макс. Расклады чемпионской гонки на финише сезона Формулы-1

Ландо, Оскар или Макс. Расклады чемпионской гонки на финише сезона Формулы-1

До развязки чемпионата мира по Формуле-1 2025 года остался месяц. Четыре Гран-при и два спринта, в которых максимально можно заработать 116 очков. В этот уик-энд начинается один из интереснейших этапов всего календаря Ф-1 — Бразилия. Эта трасса видела великие победы и поражения, решая судьбы чемпионских титулов.

В личном зачёте прошлого года трек в Сан-Паулу имел решающее значение в борьбе за звание чемпиона мира. Тогда, разрыв между Ферстаппеном и Норрисом составлял 44 очка. После Гран-при он составил 62 очка, и только чудо могло помочь британцу выиграть чемпионат, но его не произошло.

В этом году, ситуация несколько сложнее, борьбу за титул ведут сразу три гонщика. Лидирующий Ландо Норрис, Оскар Пиастри, проигрывающий всего лишь одно очко партнёру по команде, и Макс Ферстаппен, отстающий на 36 очков. Такой ожесточенной борьбы не было с 2012 года, когда на звание чемпиона мира претендовали сразу четыре пилота, и это в последней гонке сезона.

Какие расстановки сил этом году? Кому в последние четыре Гран-при будет сопутствовать удача и позволит выиграть чемпионство? В этой борьбе есть явный лидер, но всё-таки госпожа фортуна может распорядиться иначе.

Вернулся сильнее

Ландо Норрис во второй раз в своей карьере ведёт борьбу за титул. В 2024 году он не признавал конкурентоспособность болида «Макларен» с машиной «Ред Булл». Английской команде удалось совершить прорыв в разработке и выйти с соперником на один уровень, но дело заключалось не только в технике. Норрис впервые был серьёзным претендентом на звание чемпиона мира. Вместе с этим к нему пришло огромное давление и ответственность, с которыми он не смог справиться.

Кульминация стресса Ландо произошла на Гран-при Бразилии 2024 года. Излишнее волнение заставило его дважды ошибиться и финишировать всего лишь шестым, в то время как Ферстаппен прорвался с 17-го места на первое. Эта гонка буквально похоронила шансы Норриса на чемпионство.

В этом году всё по-другому. Макларен построили доминирующую машину, способную принести чемпионство одному из своих пилотов. У британца пропало волнение, появилась уверенность в себе. Старт сезона был для него неплохим – лидерство в чемпионате после четырёх Гран-при. Но вот дальше инициатива перешла в руки его напарника, Оскара Пиастри, лидировавшего вплоть до этапа в Мехико.

В Мексике Ландо переломил ход чемпионата, и теперь единолично возглавляет личный зачёт пилотов. За прошедший год Норрис стал на уровень выше. Он стабилизировал ментальное состояние, получил быстрый болид и имеет преимущество над партнёром по команде в чистой скорости на оставшихся этапах.

Непонятный спад

Оскар Пиастри держал первую позицию чемпионата 15 этапов – с Саудовской Аравии до Остина. Его выступления были стабильными, он постоянно выигрывал борьбу у Норриса. Бросалось в глаза, как он хочет завоевать кубок. Всё пошло не так после Зандворта, где австралиец победил в последний раз. После этапа в Нидерландах, Оскар лишь раз поднимался на подиум – третье место в Италии. Назвать причину таких неудовлетворительных результатов довольно трудно, после Гран-при Мексики, Оскар признался что сам не знает причину, сославшись на какую-то мистику.

Бывший гонщик, а в настоящее время комментатор Мартин Брандл, считает, что австралийцу необходим один удачный уик-энд. «Что-то пошло не так, и он немного сбит с толку. Учитывая специфику управления этими болидами и высочайшую конкуренцию в пелотоне, необходимо всегда быть на шаг впереди. Оскару необходим уикенд, где все сложится удачно. Мы постоянно описывали его как невероятно стабильного гонщика. В эфире он всегда был спокоен, не поддавался эмоциям, и вдруг этот образ рухнул, он оказался в затруднительном положении», – заявил Брандл.

Йос Ферстаппен находится в таком же недоумении, как и сам Пиастри. «Разве Оскар Пиастри разучился управлять болидом? Если бы я был на его месте или месте его менеджера, я бы стукнул кулаком по столу, потому что теперь все начали сомневаться, сможет ли он справиться с давлением. А это точно не помогает его карьере. На месте Оскара я бы немедленно принял меры. Ещё недавно все считали его будущим чемпионом, а сейчас ситуация развивается совершенно по-другому», – отметил экс-гонщик Ф-1. 

Несмотря на откровенно плохие результаты последних пяти Гран-при австралийца, он создал достаточный гандикап и отстаёт от Норриса всего лишь на одно очко. Списывать его со счетов точно не стоит.

«Ред Булл» выздоровел?

К этапу в Бразилии, все предполагали, что титул будет разыгрываться между пилотами «Макларен», ведь Макс Ферстаппен ещё в начале сезона заявлял, что не участвует в борьбе за чемпионство, принимая доминацию английской команды. У «Ред Булл» был кризис, проблема со вторым пилотом.

После двух неудачных Гран-при в начале сезона, команда поменяла Лиама Лоусона на Юки Цуноду, но и это не помогло. Макс стабильно финишировал в топ-5, в то время как второй пилот «быков» пытался забраться хотя бы в очковую зону. И тут наступает 9 июля, день отставки Кристиана Хорнера, человека, который 20 лет руководил австрийской командой.

Вместе с Хорнером, команда выиграла 6 кубков конструкторов и 8 титулов чемпиона мира. На его место приходит один из двух боссов младшей команды Лоран Мекис.

После летнего перерыва, Ферстаппен буквально полетел. За пять Гран-при он набрал 119 очков из 133 возможных и сократил отставание от лидирующего пилота «Макларен» со 104 до 40 очков. После Мехико, разрыв между Норрисом и Ферстаппеном составляет 36 очков. Максу нужно отыграть ещё достаточно много очков, в этом ему может помочь дождь на бразильской земле. В дождевых условиях, голландец неудержим, он доказывал это в 2016 году (с 16 места на 3-е) и в 2024-м (с 17-го на 1-е).

В камбек четырёхкратного чемпиона верит советник «Ред Булл» Хельмут Марко: «Мы уже совершили несколько чудес в Бразилии. Если пойдёт дождь, наши шансы финишировать впереди обеих машин команды «Макларен» возрастут. Мы верим в это. У нас есть воля и небольшой шанс. Нам это удалось в последней гонке 2010 года. И снова в 2012 году. А в 2021 году Ферстаппен стал чемпионом мира на последнем круге. Макс уже добился выдающихся результатов, но если ему удастся вернуться в борьбу в этом сезоне, это будет особенно сенсационно».

Жак Вильнёв тоже верит в пятый титул голландца.

Ферстаппен. И это будет его лучший титул на данный момент. Два гонщика «Макларена» не справляются с давлением. Им пора проснуться, – сделал свой прогноз легендарный чемпион.

Сущий кошмар

Страшным сценарием этого года для пилотов «Макларен» может стать повторение 2007-го. 18 лет назад Хэмилтон и Алонсо настолько увлеклись борьбой между собой, что с разницей в одно очко проиграли титул Кими Райкконену на «Феррари». Не хочется клеветать на нынешний «Макларен», но их доминация на протяжении всего сезона вполне может закончится дежавю, только теперь с «Ред Булл».