Лицензии получат те, кто хорошо разбирается в медицине и несет в массы лишь достоверную информацию. Такие блогеры получат официальное право рекламировать лекарства.
Надо сказать, что проблема квалификации медблогеров действительно актуальна. Есть знающие и добросовестные, которые ведут, по сути, санитарно-просветительскую работу. Некоторые хорошо известны: недавний опрос показал, что хотя бы на одного медицинского блогера подписан каждый десятый россиянин. Однако — вот ведь парадокс! — у восьмерых из топ-10 отрицательный рейтинг доверия (критиков больше, чем сторонников). Люди смотрят (значит, тема их волнует), но не верят!
Это вполне объяснимо: среди толкующих в сети о здоровье полно случайных персонажей, не обладающих хотя бы элементарными знаниями. Такие медицинские недоблогеры продвигают антинаучные теории (особенно это касается причин появления болезней), рекомендуют сомнительные средства. У них масса скрытой рекламы, в том числе БАДов неизвестного происхождения и рецептурных препаратов, которые рекламировать запрещено. Чтобы избежать претензий, блогеры заявляют, что делятся личным опытом. При этом они не несут никакой ответственности перед людьми, которые этот «опыт» принимают за чистую монету.

Так что идея создания реестра выглядит привлекательно. Только возникает много вопросов. Каковы, к примеру, будут критерии включения в этот реестр? Наличие медицинского образования? Но помните девушку — «аптечного ревизорро», на дне рождения которой три человека утонули в бассейне, отравившись углекислым газом? Со спокойствием невежды она наблюдала, как в воду высыпали 25 килограммов сухого льда. При этом «ревизорро» — настоящий фармацевт, окончила вуз с красным дипломом. Очевидно, что диплом врача и умение вести интересный блог, дар популяризатора — это совершенно разные вещи. Как определить достойных? Изучить все посты всех медицинских блогеров? Задача практически нереализуемая. А кто может проводить такую экспертизу? Участники круглого стола предложили поручить ее Минздраву и Росздравнадзору. Только у этих ведомств хватает забот, чтобы брать на себя несвойственные им функции — например, выявление скрытой рекламы. А кто будет все это финансировать? И, наконец, не станет ли включение в реестр методом конкурентной борьбы? Не начнут ли производители всеми правдами и неправдами проталкивать туда прикормленных блогеров? Обратите внимание: у медицинской рекламы в блогах и на телевидении одни болевые точки. Телевидение тоже делает деньги на рекламе биодобавок, лекарств с недоказанной эффективностью и устаревших препаратов, которыми лечились еще наши бабушки. Понятно желание производителя продавать свой ненужный людям продукт. А ТВ и медицинские блогеры помогают его реализовать. К информированию аудитории о лекарствах и заботе о ее здоровье это не имеет никакого отношения.
Так может, мы не с той стороны беремся решать назревшую проблему? Стоит ли искусственно делить медицинских блогеров на недостойных и безгрешных? Любой блог создается с расчетом на будущие рекламные доходы. Хороший пример подала Канада — там нельзя рекламировать лекарства на телевидении и радио. И мир, представьте себе, не рухнул, здравоохранение в порядке, проблем с лекарственным обеспечением не наблюдается. Надо просто запретить медицинскую рекламу, в том числе в интернете, сделав исключение для узкоспециализированных изданий для врачей. Такая мера очистит и медблогинг. В нем останутся лишь те, кто действительно хочет зарабатывать на популяризации медицинских знаний, а не на рекламе безразлично чего. Вопрос решится сам собой — без всякого рейтинга.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции