Оборот нелегальной продукции в России составляет около пяти триллионов рублей, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). По их оценкам, каждый десятый товар в продаже может оказаться нелегальным. редакция SPRESS выяснила, что подделывают чаще всего и где высока вероятность приобрести контрафакт.
Миллионы подделок
Контрафактным называют товар, при изготовлении которого нарушили чьи-то интеллектуальные права. Например, если на продукт нанесли чужой товарный знак или бренд. Качество при этом может быть неплохим. Это и отличает контрафакт от фальсификата, когда плохой товар выдают за оригинальный продукт.
Выделяют три вида контрафактной продукции. Первый — когда название или бренд очень похожи на оригинальные, отличаются на один символ. Во втором случае используют чужой логотип для похожих на оригинальные товаров. И третий вариант — «пиратство», то есть применение изобретений, которые принадлежат другим.
Таможня ежегодно выявляет миллионы подделок. Так, в 2022 году Федеральная таможенная служба (ФТС) выявила 8,2 миллиона единиц контрафактной продукции, в 2023 году — 4,9 миллиона, а в 2024 году — 4,9 миллиона. Чаще всего это одежда, детские игрушки и игры, автозапчасти и автоаксессуары, обувь, сумки и ремни, парфюмерия и косметика, говорится в отчетах ведомства.
Изъятые таможней предметы, не представляющие вреда здоровью, передают в Минобороны на нужды СВО и в гуманитарные организации, неоднократно сообщали в телеграм-канале ФТС.
Общая доля нелегальных товаров на российском розничном рынке оценивается в десять процентов, а оборот теневой торговли — в пять триллионов рублей, сказал «Парламентской газете» председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов: «В топ-10 самых подделываемых категорий — автозапчасти, одежда, безалкогольные напитки, спортивные товары, косметика и бытовая химия, обувь, бытовая техника, табачные изделия и упакованная вода, а также ноутбуки и смартфоны».
Точки продаж
Основные каналы сбыта контрафакта — рынки, барахолки, мелкорозничные точки, а также социальные сети и крупные маркетплейсы, перечислил Станислав Богданов. «Около половины поддельных товаров продается на рынках и ярмарках, до 30-40 процентов — через маркетплейсы, остальная доля — через соцсети и мелкие одиночные магазины», — сказал эксперт.

При этом вероятность приобрести контрафактную продукцию в крупных торговых сетях сведена к минимуму. «Розничные сети работают напрямую с официальными производителями и представителями брендов, тщательно проверяют все авторизующие документы и сертификаты. Это касается и товаров, которые ввозятся по параллельному импорту», — пояснил Богданов.
По его словам, таких строгих стандартов придерживаются и специализированные омниканальные ретейлеры в сегменте одежды, товаров для спорта, дома и ремонта. «Например, в некоторых компаниях действует многоступенчатая система проверки документов и сертификатов качества продаваемой продукции, а также внедрены все предусмотренные законодательством системы маркировки, обеспечивающие прослеживаемость товаров», — сообщил глава ассоциации.
Хотя контрафактная продукция по своим качественным характеристикам может устраивать покупателя за счет более низкой цены, потребитель все равно подвергается рискам. Производитель контрафактной продукции не несет за нее никакой ответственности, в том числе гарантийной. «Потребителям нужно обращать внимание на качество упаковки и самого товара, наличие маркировки, знаков соответствия ЕАС, чеков и гарантийного талона — если речь о технике. Совершать покупки лучше в проверенных надежных каналах продаж: крупных или специализированных магазинах с доказанной репутацией», — посоветовал Богданов.
Он также выступил за распространение строгих требований к маркировке товаров на все каналы продаж, включая маркетплейсы. По его мнению, это позволит снизить долю поддельных товаров в обороте.